Что важно при разработке логотипа компании?
- 24 августа 2016 года 13:43
- Категория: Статьи
- Тематика: Маркетинг
- Комментарии: 0
Сложно писать о том, что нужно показывать. Кроме того, помимо унылой целесообразности есть и эстетический момент, ведь логотип - это ещё и художественный образ. А привить навыки художественного чутья можно далеко не всем, только личным примером и желательно в профильных учебных заведениях.
Но, если мы касаемся только рациональной, утилитарной, прагматически ощутимой грани лого, то кое-что сказать можно.
Начать с того, что оптимальным вариантом является тот, при котором нейминг (разработка коммерческого названия компании или торговой марки) осуществляется практически параллельно с разработкой всех графических составляющих бренда. Т.е. нейминг не предшествует разработке логотипа и фирменного стиля, все три процесса происходят синхронно и представляют собой единый творческий процесс. В этом случае дизайнер всегда может сказать своё веское слово неймеру, насоветовать наиболее предпочтительный вариант имени в плане его дальнейшей визуализации, обратить внимание на те или иные недостатки или достоинства имени, очевидные только дизайнеру, а затем и заказчика склонить к наиболее выигрышному с изобразительной точки зрения имени.
Логотип - не просто значок фирмы, это символ, соответствующий ценностям ее целевой аудитории. Он показывает целевой аудитории: "я - свой", "я - ценный!", "я - жизненно необходимый!".
Эффектный и запоминаемый логотип подчеркивает статус и респектабельность компании, ее ответственное отношение к бизнесу. Он обязан вызывать доверие у потенциальных потребителей марки и располагать к диалогу.
Разумеется, основным критерием качества логотипа является коммерческий успех предприятия. Может показаться, что это противоречит тезису о логотипе, как художественном образе. Какое значение имеет красота, когда речь идёт о продажах? В подавляющем большинстве случаев - прямое. Эстетическая и прагматическая составляющие профессионально созданного лого всегда находятся в полной гармонии. При этом убери "красоту" - всё и развалится, а пожертвуй ею изначально - ничего не получится.
В логотипе может доминировать либо словесная, либо изобразительная составляющая. В первом случае используются типографические знаки, шрифт плюс интегрированный в него символ или шрифт внутри формы или создающий форму. Во втором - при доминирующем изобразительном знаке - используется метафорическая картинка, абстракция или монограмма.
Логотип должен положительно восприниматься целевой аудиторией, поэтому подбор шрифтов, стилеобразующих элементов, композиционных и цветовых решений происходит на основе исследований предпочтений потребителей, если речь идет о потребительском брендинге, или предпочтений менеджмента /сотрудников /владельцев /акционеров /СМИ /потребителей корпорации, если брендинг корпоративный.
Нередко логотип достаётся "по наследству" после реорганизации и вообще смены рода деятельности компании. Другими словами, складывается исторически. В этом случае необходимы исследования для выяснения степени приверженности аудитории данному графическому варианту торговой марки, его популярности, того, насколько марка уже устоялась. Хрестоматийный пример исторически сложившегося лого - логотип Toyota, унаследованный от исходной специализации компании - выпуска швейных машинок.
На примере логотип Toyota можно говорить об утрате или приобретении графическим товарным знаком новых черт, прежде всего, семантических, с течением времени. Исторически сложившиеся марки теряют заложенную в них конкретику (в случае с Toyota давно никто уже не видит в лого нитку и игольное ушко, заложенные туда создателями) и приобретают вневременное звучание, или же, как не прошедшие испытание временем, идут на слом. Кстати, большинством российскими автомобилистами логотип Toyota воспринимается как голова быка или буйвола.
В логотипе может быть, а в большинстве случаев это очень желательно, отражена отраслевая специфика бренда посредством наличия тех или иных элементов, характерных для ряда марок той же отраслевой направленности. К примеру, такие элементы несложно увидеть в созданном PR2B логотипе IGRANI.
IGRANI - кофейня, причём ещё до прочтения потребитель знает, что это, как минимум, заведение общественного питания: круг лого - характерная для множества заведений этой направленности стилизованная тарелка, на которую целевая аудитория реагирует уже почти рефлекторно.
Логотип INGRANI типичной для кофеен круглой формы, в центральной части - название кофейни, внизу - категория - COFFEE.
В верхней части логотипа, выходящий за пределы круга, символ, одновременно похожий на гербовый щит с нестандартным разделением полей и напоминающий стилизованное изображение кофейного зерна. Такой символ одновременно подчеркивает качество и категорию заведения.
Превалирующие цвета - синий и оранжевый, сочетаемые с основными цветами популярных в России сетевых сообществ, подчеркивают одновременно технологичность и доступность заведения.
Три подсказки
Логотип - не просто красивая картинка, но сложная графическая конструкция, которая должна отвечать установленным техническим требованиям.
Логотип не используется "сам по себе", только на определенных носителях. Поэтому разработка логотипа должна учитывать возможности адаптации к носителям фирменного стиля. Например, важным является такой носитель фирменного стиля, как бланк факсимильных сообщений. Он изображается при помощи только черного и белого цвета. Серые оттенки и градиенты не используются. И при этом ваш логотип должен оставаться узнаваемым, его элементы не должны теряться.
Логотип не должен терять элементы и при масштабировании. Размещая его на визитной карточке или сувенирной ручке, на стене офиса или на щите наружной рекламы вы должны видеть один и тот же логотип.
Логотип должен оставаться узнаваемым и при такой сложной изобразительной технике, как тиснение на коже, когда теряются тонкие линии и мелкие детали.
Если вы хотите убедиться, что созданный для вас логотип является именно логотипом, а не картинкой, попросите показать, как логотип будет выглядеть на бланке для факсимильных сообщений, при теснении на коже и при масштабировании.
Логотип - лаконичное графическое средство. В идеале он не должен включать в себя большое количество элементов, тогда лого будет более узнаваемым. Но, в то же время, большинство простых форм и их комбинации уже зарегистрированы в качестве товарных знаков других компаний.
Ну и очевидно, что логотип обязан быть охраноспособным и соответствовать патентному законодательству России, но по этому вопросу надо обязательно советоваться с патентным поверенным.
Михаил Юрьевич Дряшин
креативный директор PR2B group
Родился в 1967 году в Москве. Окончил МГТУ им. Баумана. В рекламном бизнесе с 1998 года.
С 2010 года работает креативным директором PR2B Group.
В 2006-2010 гг. работал в РА "Старый город" в качестве креативного директора. Сотрудничал с рекламным агентством Ogilvy, издательством "Альпина Бизнес Бук" и группой Гута, работал в СРО "Центрстройэкспертиза", Агрофирме "Седек", НИМИ.
Дряшин М.Ю. разрабатывал торговые марки: PR2B, Monarch, kids avenue, powerstart, RUSbarRUS, RoomYrooM, "Редковъ", участвовал в формировании российского рынка сертификации ИСО 9000, редактировал книги и сайты, вел семинары по социальной рекламе в благотворительных организациях.
Имеет более 100 публикаций по тематике рекламы и пиара.
Хобби - кино и театр. Литературой жив. Мечтает о велосипеде.
Читайте также:
- Краткая история предыстории
- Хочешь, жни, хочешь, куй
- Переход на личности как аварийный индикатор рынка