«Видимая рука» российского пиар-рынка
- 7 июля 2009 года 23:49
- Категория: Новости
- Тематика: PR
- Комментарии: 0
Спрос на услуги российских пиар-агентств в этом году сформирован иностранными клиентами.
В Вене, во время очередной конференции ECCO International PR network, объединяющей тридцать четыре агентства из стран Европы, Азии и Африки, были подведены итоги деятельности членов сети за первые шесть месяцев года.
Представитель каждого из агентств выступил с кратким сообщением о положении дел у себя в стране, о ситуации в агентстве и на местном пиар-рынке в целом. По сообщениям европейских участников, в конце прошлого года - в первом квартале текущего года имел место определенный спад в обороте всех пиар-агентств, входящих в сеть, что в целом отражает общую тенденцию на мировом рынке.
В Европе он составил в зависимости от страны от 10% - Швейцария - до 30% - Великобритания. При этом некоторое количество клиентов - до 15% - не пролонгировали договора на 2009 г. Первые три месяца текущего года характеризовались тем, что приток новых клиентов практически иссяк. При этом количество тендеров и запросов от потенциальных клиентов также сократилось в несколько раз.
Однако, уже начиная с апреля наметился определенный рост. Стали обращаться как старые клиенты, вновь почувствовавшие необходимость в пиар-услугах, так и новые. При этом схема оплаты услуг агентств существенна видоизменилась. Подавляющее большинство новых клиентов нанимают агентства не по системе абонентского обслуживания, а на конкретные проекты. Те же компании, которые остаются приверженцами абонентского обслуживания, получают существенные скидки и преференции.
Таким образом, можно говорить о том, что средний размер ежемесячной абонентской платы в Европе снизился на 10-15% до уровня менее 10 000 Евро. Вместе с тем, представители европейских агентств выразили надежду на то, что хотя в этом году существенного роста оборота ожидать нельзя, в целом, итоги года будут неплохими. «Если в прошлом году оборот всех агентств сети был на уровне 65 миллионов евро, то в 2009 мы можем думать о цифре в 70 миллионов», - отметила Катрин Бишоп, генеральный координатор сети ECCO.
Характерно, что сообщения руководителей пиар-агентств из России, Бразилии и Индии позволили выявить интересную закономерность коммуникационных рынков стран BRIC. Ее сформулировал креативный директор агентства Publicity PR Дмитрий Доровский, присутствовавший на конференции в Вене: «Несмотря на то, что иностранные компании не в меньшей стпени оказались затронуты кризисом, ощущая на себе усилившуюся протекционистскую политику Российского государства, они сохранили расходы на пиар, сделав их «защищенной статей бюджета», следуя канонам корпоративной культуры и кризис-менеджмента - поддерживать свои коммуникации на должном уровне».
Управляющий партнер Publicity PR Ян Ханов: «Сейчас к нам обращаются в основном иностранные компании, возможно это связано с нашим позиционированием на рынке, а, возможно, это та самая «невидимая рука» рынка. Мы наблюдаем, что многие российские компании обходятся силами своего пиар-департамента, или даже вменяют в обязанность, скажем, директору по работе с персоналом функции пиарщика. Правильно это или нет - время покажет, а проголосует как всегда потребитель». Известно, что в России в конце прошлого года - первом квартале нынешнего произошел существенный спад. Российские компании урезали свои расходы на пиар практически до нуля. Падение рынка было примерно на 40%.
Характерно, что столь драматичное падение рынка, связано с уходом российских заказчиков от пиар-агентств, многие из которых были вынуждены приостановить свою деятельность, особенно агентства ориентированные на финансовые коммуникации, строительный и автомобильный секторы. По оценкам Publicity PR, сейчас средняя стоимость абонентского обслуживания в России составляет примерно 5 000 евро, что почти в два раза меньше средней для Европы цифры. Вполне возможно, что именно иностранные клиенты, поддержат российский пиар-рынок в его трудную минуту, в полной степени ощущая необходимость проактивной коммуникационной позиции в поддержку компании и ее брэндов. Усиление спроса со стороны иностранных/международных компаний, может стать для российского пиар-рынка неким индексом паблисити, как соотношение стоимости нефти и котировок бумаг на фондовом рынке в России.
Участники конференции подтвердили, что в последние месяцы изменился спектр услуг, которые интересуют клиентов. Так, чрезвычайно востребованы тренинги по общению со СМИ в кризисных ситуациях, специальные кампании по сопровождению судебных процессов в арбитражных судах, позиционирование компании в социальных сетях, интернет-форумах и блогах. При этом у клиентов пропал интерес к организации шумных презентаций, бтл-акций и помпезных корпоративных торжеств.
Российские компании не проявляют особого интереса к предотвращению выхода негативной информации в СМИ, поддаваясь общему мнению о том, что хорошо сейчас не пишут ни о ком. В недавно проведенном исследовании ICCO сообщается, что объем рынка пиар-услуг сократится на 28% до 0,7 млрд. долларов. По оценкам Publicity PR , падение рынка вполне вероятно ниже заявленной оценки, в связи с тем, что многие компании перешли на краткосрочную систему планирования и нестабильный режим работы с пиар-агентствами, несмотря на заключенные контракты. Ситуация осложняется и состоянием рынка рекламы и медиа. Так, в ряде рекламных агентств практически нет проплат на осень этого года, несмотря на явно выгодные предложения для клиентов. Медиа-рынок, как неотъемлемый участник рекламного рынка, также переживает значительные перемены.