«Можно было бы создать, например, ассоциацию веб-разработчиков, в которую бы вошли профессиональные студии, и это сильно облегчит задачу выбора исполнителя и дало бы какие-то гарантии заказчику»
- 25 марта 2008 года 00:42
- Категория: Новости
- Тематика: Интервью
- Комментарии: 0
- Дизайн-студия
- Отрасль, безусловно, выросла и стала более цивилизованной. Рынок перестал быть стихийным и определились лидеры. Небольшая часть компаний предлагает стабильное качество, при этом гарантируя стоимость услуг и сроки производства. Процедуры заключения контрактов стали проходить через тендеры. У клиентов появилось понимание размеров бюджетов, которые необходимо планировать на интернет-услуги.
- Какие можете выделить здесь тенденции?
- Большая часть клиентов стала подготовленной, и радует факт, что менеджеры компаний-заказчиков уже, как правило, имеют опыт сотрудничества с компаниями-разработчиками, вследствие чего представляют себе свои задачи и возможности студии. Также нужно отметить тенденцию к увеличению стоимости проектов, связанную, в первую очередь, с объективными причинами, такими как увеличение накладных расходов, оплаты труда разработчиков. Еще одна тенденция: компании, имея опыт работы с фрилансерами и маленькими компаниями, готовы платить деньги, соответствующие стоимости работ в крупной компании, и заказывают сайт по второму, третьему разу.
- Игроков на рынке web-дизайна сейчас много, но качество по-прежнему оставляет желать лучшего. Почему? И как можно изменить ситуацию?
- Количество студий в России исчисляется тысячами, под компанией заказчик понимает любой сайт с портфолио и не всегда задумывается, что на самом деле за сайтом может стоять не команда профессионалов, а 1-2 человека, которые объединяют в себе менеджеров, дизайнеров, программистов, верстальщиков, маркетологов. Как не трудно догадаться, обратившись к таким горе-специалистам, вы и получите соответствующий результат. К сожалению, на данный момент не профессионалов намного больше, отсюда и складывается такая картина на рынке. Эту ситуацию можно было бы изменить, создав, например, ассоциацию веб-разработчиков, в которую бы вошли профессиональные студии, и это сильно бы облегчило задачу выбора исполнителя и давало бы какие-то гарантии заказчику. Такая идея уже появлялась, но, к сожалению, не была воплощена из-за занятости ведущих студий.
- Часто ли к вам обращаются клиенты, которые «сами не знают, чего хотят»? Как вы с ними работаете?
- Сейчас уже относительно редко. А несколько лет назад таких компаний было достаточно, как правило, мы предлагаем таким компаниям провести аудит внешнего окружения: изучить сайты конкурирующих компаний. В зависимости от специфики это могут быть российские и/или западные компании. Так же мы включаем в исследование наши рекомендации и эксклюзивные идеи, придуманные специально под специфику деятельности клиента. Стоимость такого исследования относительно стоимости сайта несущественна и позволяет клиенту получить оптимальную структуру проекта, на основании которой мы либо другие разработчики смогут рассчитать стоимость проекта и в дальнейшем сделать правильный, хороший проект.
- «X-Project» - участник рейтинга веб-студий Рунета «Tagline». По Вашему мнению, что дает участие в подобных рейтингах? Зачем они нужны?
- Рейтинг, безусловно, нужный и полезный инструмент не только для самих участников, но и для потенциальных клиентов. Он отражает состояние рынка на сегодняшний день, позволяет отслеживать позиции конкурентов на рынке. Несмотря на первоначальные сомнения, последний рейтинг «Tagline» после публикации результатов завоевал большое доверие и вызвал живой интерес у всех сторон. Многие компании при подборе участников для тендера используют именно этот рейтинг, что говорит о его значимости. Не уверен, нужно ли было делать рейтинг из 100 компаний, может быть, хватило бы и 50? Как я уже говорил, web-студий в России тысячи, и попадание в сотню лучших может «вскружить голову». Оказавшись на последних строчках, некоторые участники «бронзовеют» и начинают задаваться вопросом: «почему же они не в начале списка?». А то, что для этого нужно поработать, видимо, в голову не приходит.
- Недавно открылся офис студии в Санкт-Петербурге. Как это отразится на взаимодействии с клиентами Северо-Западного региона?
- Помимо того, что это упростит работу с питерскими клиентами, но также привлечет к нам новых клиентов не только из Санкт-Петербурга, но и ближайших регионов.
- Планируете ли в дальнейшем выйти на международный рынок web-разработок? Как можете охарактеризовать его?
- В прошлом году мы всерьез задумались над этим вопросом и, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что многие западные рынки нам очень интересны по разным причинам, которые пока не буду озвучивать. Не буду называть, с какой страны мы хотим начать, но скажу, что, по нашему мнению, успех зависит не только от страны, но и от города, а также подхода к выходу на рынок. Не везде бизнес готов к нашим предложениям. Еще одним плюсом открытия офиса в Европе является увеличение капитализации компании. Вообще, исследования дали очень интересные результаты, которых мы просто не ожидали, думаю, что в будущем мы их опубликуем.