В новогоднюю ночь МАП будет считать водочные рекламные ролики
- 29 декабря 2003 года 12:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
За нарушения рекламного законодательства предприятия будут штрафовать в размере 10% их годового оборота. Как сообщил журналистам министр по антимонопольной политике Илья Южанов, подобные меры содержатся в новом антимонопольном законодательстве, которое планируется принять в будущем году. Предполагается, что изменения законодательства будут приняты к 1 декабря 2004 года.
В основу нового пакета документов, регулирующих работу Министерства по антимонопольной политике и предпринимательству (МАП), разработчики заложили две главные идеи - устранение бюрократических барьеров и одновременное ужесточение ответственности предприятий за нарушение антимонопольного законодательства.
С этой целью два действующих сегодня основных для МАПа закона о конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также ряд других нормативных документов, будут заменены на один всеобъемлющий. Определенные изменения в законодательство Россия должна внести вследствие принятых на себя обязательств перед ЕЭС и союзом четырех (Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия).
Как заметил министр, необходимость бороться с бюрократическими барьерами подкрепляется не только общими соображениями о стимуляции экономического роста, но и последними статистическими данными. Так, за 2003 год количество нарушений антимонопольного законодательства выросло на 5-7%.
Но самое главное, произошла;бюрократизация правонарушений" - примерно 64% всех нарушений совершено представителями органов власти и местного самоуправления. Причем, проступки стали носить более опасный характер.
Еще год-два назад большинство нарушений чиновников состояло в принятии противоречащих антимонопольному законодательству актов о приватизации хозяйствующих субъектов.
В этом году картина резко поменялась - чиновники стали активно участвовать в незаконных сговорах, ведущих к монополизации региональных рынков.
Например, в Ростовской и Астраханской областях, а также Краснодарском крае региональные энергетические комиссии отказываются утверждать тарифы на продажу голубого топлива независимыми производителями газа, а чиновники разрешают газораспределительным станциям работать только Газпромом.
Таким образом, газовый монополист устраняет на юге России всякие зачатки конкуренции. И подобные методы работы чиновников в той или иной степени регистрируются по всей стране, и не только в энергетической отрасли.
Со своей стороны, чтобы уменьшить препоны развитию бизнеса, МАП предлагает в 150 раз повысить необходимый для утверждения министерством объем уставного капитала образующихся в результате слияния или поглощения компаний.
Сегодня все сделки, в результате которых появляется хозяйствующий субъект с уставным капиталом 20 миллионов рублей, должны утверждаться МАПом.
В новом законе предлагается поднять эту планку до 3 миллиардов рублей. По словам Ильи Южанова, сегодня министерство рассматривает около 15 тысяч заявлений об укрупнении предприятий в год, из них не более 1 тысячи сделок могут реально повлиять на конкурентные отношения на рынках.
Поэтому предлагаемое повышение планки не только сэкономит силы министерству, но и избавит почти полторы тысячи предприятий от дорогостоящей многомесячной волокиты по получению разрешения.
А вот в сфере рекламного законодательства МАП намерен свою работу, наоборот, существенно усилить. По мнению Ильи Южанова, сегодня законы соответствуют идеологии 60-х годов прошлого века, когда основные нарушения совершались частными лицами - все предприятия являлись государственными, и государство не могло наказывать само себя. Поэтому и содержащиеся в законах методы борьбы и размер взысканий и рассчитаны на частных лиц.
Однако сегодня подавляющее большинство нарушений совершается юридическими лицами. Это несоответствие делает рекламное законодательство неэффективным. Например, для наложения взыскания на виновное предприятия законодательство по-прежнему требует составить протокол в присутствии свидетелей на месте правонарушения.
А если по телевизору показывают незаконную рекламу алкогольной продукции - что считать местом правонарушения? Диван, на котором сотрудник МАПа смотрит телевизор? Средний размер штрафа за рекламные фокусы сегодня составляет порядка 400 долларов. В особо тяжелом, но поэтому и очень редком случае, когда предприятие четвертый раз подряд ловят на одном и том же нарушении, размер штрафа может максимально составлять 16 тысяч долларов.
Для крупной компании или телеканала это просто копейки, которые изначально закладываются в стоимость рекламной услуги.
Не меньшие парадоксы возникают, когда претензии к той или иной рекламной фирме приходится обосновывать в суде. Например, сотрудник МАПа предъявляет - и это реальный случай - фотографию рекламного щита с изображением запрещенной к рекламированию продукции (например, водки) с описанием места расположения щита. А накануне судебного заседания установившая щит рекламная фирма снимает его с одного столба и вешает на другом - метрах в двухстах от первого.
В результате в день судебного заседания носителя незаконной рекламы в указанном месте не обнаруживается - и дело разваливается. А, чтобы подготовить заседание по другому столбу, требуется еще несколько месяцев.
Чтобы устранить эти подобные несуразицы МАП предлагает внести в новый закон требование налагать штраф не в МРОТах, а в процентах от оборота предприятия. За основу предлагается принять работающую в Европе систему: максимальный размер разового штрафа за нарушение рекламного законодательства составляет до 10% от годового оборота виновного предприятия, штрафовать за одно нарушение в случае его повтора одно предприятие можно не более трех раз в год.
Таким образом, любое предприятие может быть доведено до банкротства - это очень действенная мера. Одновременно МАП освобождается от необходимости считать все столбы или растяжки и фургоны с незаконной рекламой, чтобы за каждый носитель оштрафовать на 400 долларов, как это предусматривает сегодняшнее законодательство. Кроме того, предлагается отказаться от требования составлять протокол на месте нарушения - достаточно будет принести одно доказательство (фотографию, видеосъемку, показания свидетелей), чтобы установить факт нарушения.
И уже одного нарушения может быть достаточным для 10-процентного штрафа.
Правда, руководители российских предприятий еще имеют время, чтобы подготовиться к этим нововведениям - у них
есть
еще около года. Тем не менее, Южанов уже пообещал, что в предстоящую новогоднюю ночь его сотрудники обратят пристальное
внимание на рекламу российскими телеканалами водки. Правда, штрафы будут не более 400 долларов. Наверное, за каждый
показ.