Кредиты приравняли к БАДам
- 1 февраля 2008 года 06:50
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Их число, по словам заместителя руководителя службы Андрея Кашеварова, не снизилось. Под пристальное внимание чиновников попали, в первую очередь, три сферы: производители табачной продукции, БАДов и финансовый сектор. Для банкиров такое соседство не слишком лестно, тем более, что реклама потребительских кредитов превратилась в минное поле - никогда не знаешь, что именно не понравится регулирующим органам. Взять хотя бы пример ДжиИ Мани банка: его рыбки и птички символизировали лишенного голоса и прав человека, не взявшего в банке кредит.
Правда, в итоге ФАС смилостивилась и решила, что "в данной рекламе не
усматривается формирования негативного отношения к лицам, не пользующихся
рекламируемым товаром".
В прошлом году с представителями банковского сообщества даже провели
воспитательные беседы.
"На рынке необходима предсказуемость и стабильность, - подчеркивает Кашеваров. - Мы должны понимать, что на рынке финансовых услуг нет профессиональных пользователей, и не надо злоупотреблять доверием людей, чьи предпочтения выстраиваются на основании рекламы".
Тем временем вопросов, связанных с рекламой кредитов, не стало меньше. После требования ЦБ о раскрытии эффективной процентной ставки ФАС выпустила справку "О требованиях, предъявляемых к рекламе услуг по предоставлению кредита в соответствии с ФЗ "О рекламе".
По мнению чиновников, нет ничего сложного в том, чтобы "очистить" информацию от платежей по страховке и по оценке залога (для ипотеки), и выдать гражданам график платежей. Они недоумевают, почему же финансовый рынок к этому никак не движется?
Однако принципиальные моменты до сих пор не определены. Первый: какой смысл в формальном выполнении требований, когда условия по кредиту пишутся шрифтом, который прочитать невозможно? Разве это забота о потребителе?
И второй: если банки обяжут писать всю эту информацию "читаемым" шрифтом (опять-таки: где взять положения о читаемости и кто будет это определять?), то во что превратятся модули в прессе, наружная реклама (не говоря уже о том, что радиоведущим придется осваивать навыки скороговорения)? Конечно, можно уйти, по рекомендации ФАС, от продуктовой рекламы к имиджевой, и тогда вместо доступных кредитов под ноль процентов, россиян завалит реклама а-ля 90-ые ("Всемирная история. Банк (подставьте любое название)"). Но кто же поверит в то, что на высококонкурентном рынке можно выжить лишь с имиджевой рекламой, без предложений новых услуг и продуктов? Тогда указывайте, как того требуют государственные органы, помимо процентов за кредит, все "иные платежи", в которые входят: платежи за открытие счета, ежемесячные платежи за его обслуживание, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными и другие, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата, оплату услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, нотариального заверения и т.п.
Особо указывается, что размер и способ доведения до потребителей сведений об
условиях предоставления кредита в рекламе должны быть такими, чтобы условия
воспринимались "обычным человеком обычным образом".
Словом, при соблюдении в рекламе всех вышеописанных требований, жить станет
лучше, ну или как минимум веселее. Хотя рекламистам творить это не помешает,
а даже поможет: известно, что лучшие шедевры создаются именно в условиях
цензуры.
Евгения Евмененко, директор по маркетингу Агентства Массовых Коммуникаций