Ежегодный «Траст Барометр»
- 30 января 2008 года 05:50
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Доверие россиян к власти и бизнесу в России за прошедший год выросло; бизнес остается лидером доверия в мире, опережая власть и СМИ, пользуется значительным кредитом доверия у молодежи, - к таким выводам пришли представители крупнейшей в мире независимой коммуникационой сети Edelman, опросившие свыше 3500 «лидеров мнений» (люди с высшим образованием в возрасте от 25 до 64, с высоким уровнем дохода) в 18 странах мира, включая Россию, США, ведущие страны ЕС, Латинской Америки и АТР.
Результаты «Траст Барометра-2008» ( Edelman Global Trust Barometer-2008) - сравнительного социологического исследования уровня доверия к власти, бизнесу, общественным организациям и источникам информации, - были представлены 29 января в Москве вице-президентом Edelman по Европе и странам СНГ Дэвидом Брейном на мероприятии, организованном российским партнером – агентством Imageland PR.
Согласно результатам Траст Барометра, в мире больше всего доверяют компаниям, штаб-квартиры которых находятся в Великобритании, Германии, Италии, Испании и Ирландии. Меньше всего тем, чьи головные офисы расположены в КНР, России и Мексике. Молодые респонденты (25-34) повсеместно в мире настроены более оптимистично и склонны доверять бизнесу в большей степени, чем старшее поколение. При этом большинство респондентов (особенно молодежь) демонстрируют намерение проецировать доверие и недоверие - активно распространять свои позитивные и негативные суждения о тех или иных компаниях, совершать иные действия, направленные на поощрение или наказание компании в контексте ее репутации и социальной активности.
Доверие к российским компаниям (в рейтинге Edelman второй год представлен лишь «Газпром») в мире остается одним из самых низких в мире. Вместе с тем, российскому газовому концерну безоговорочно доверяют в КНР (71%), Бразилии (37%) и, отчасти, Южной Корее (33%). За последний год доверие респондентов к флагману российского бизнеса в ряде стран значительно выросло: в КНР – на 23%, Бразилии - на 20%, Южной Корее – на 13%, Великобритании и Испании - на 10%, Италии – на 7%, Японии – на 6% и в США – на 4%. Ухудшилось представление о «Газпроме» лишь в Индии, Ирландии, Голландии и Канаде. Несмотря на сохранявшуюся на протяжении 2007 года напряженность в двусторонних отношениях с США, уровень доверия к российским компаниям в США (21%) с прошлого года остался неизменным и почти вдвое превышает европейский (12% в среднем, самый низкий – во Франции и Польше – по 7 %).
В свою очередь, российские лидеры мнений больше всего доверяют бизнесу (42%) и власти (38%), меньше всего – неправительственным организациям (29%), средствам массовой информации и религиозным организациям (по 28%). За прошедший год доверие россиян к власти выросло на 6%, к бизнесу – на 3%; доверие к СМИ – напротив, сократилось на 7%, достигнув самого низкого показателя в мире (за исключением Франции).
Российские лидеры мнений более всего доверяют компаниям, чьи штаб-квартиры расположены в Японии, Германии, Швеции, Великобритании и Франции, меньше всего – в Польше, Мексике, Бразилии и КНР. Доверие российских лидеров мнений к транснациональным компаниям, работающим в РФ определяется прежде всего тем, сколько компания создает новых рабочих мест, насколько проявляет уважение к местным обычаям и традициям, бережно относится к окружающей среде. В наименьшей степени доверие россиян к российским представительствам зарубежных компаний зависит от активности участия компании в местной социальной и политической жизни, интенсивности ее благотворительной деятельности и конкуренции с местными производителями. Молодые российские лидеры мнений (в возрасте 25-34 лет) в оценке своего доверия к иностранным компаниям, более других своих сверстников в мире, склонны исходить из общего климата политических взаимоотношений правительств их стран с Кремлем.
Интересная особенность российской аудитории – низкий уровень доверия к СМИ и неправительственным организациям. По сравнению с европейцами и американскими ровесниками, социально и экономически активные россияне в наименьшей степени склонны доверять печатным масс-медиа, особенно газетным и журнальным материалам, за исключением статей в сугубо деловых СМИ и новостных блоков на радио (доверие к последним в сравнении с прошлым годом несколько возросло). Эти выводы Траст Барометра-2008 вполне коррелируют с результатами недавнего исследования Voice of the People, проведенного Gallup International для Давосского форума и выявившего низкий уровень доверия населения мира к журналистам.
В поисках достоверной информации о какой-либо коммерческой компании российские лидеры мнений более всего доверяют материалам серьезных деловых изданий (бизнес-журналы, отраслевые СМИ и пр.) и аналитическим докладам экспертов рынка; в несколько меньшей степени – друзьям и ровесникам своего круга. Менее всего российские - собственной рекламе компании и информации, почерпнутой из телевизионных ток-шоу и газетных статей.
Исследование Edelman выявило также высокую степень доверия и интенсивность обращения российских респондентов к т.н. «социальным сетевым медиа» (сайты социальных интернет-кампаний, блоги, форумы и пр.). Россияне и китайцы больше всех в мире склонны использовать интернет-блоги как источник информации, больше всего пользуются ресурсами социальных сетей. Треть россиян предпочитают делиться собственным мнением об услугах тех или иных компаний с собеседниками посредством Интернета (онлайн конференции, форумы, блоги и пр.).