Два мира - две системы
- 9 августа 2007 года 07:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Как менеджер среднего звена ведет себя онлайн? Что мотивирует людей в виртуальном мире? Зачем сорокалетнему мужчине вести блог в ЖЖ? Чем отличается поведение людей в виртуальной и реальной жизни? Как они относятся к брендам и рекламе в онлайн среде, и что это означает для маркетологов? На эти вопросы отвечает глобальное исследование, проведенное летом 2007 года Proximity Worldwide совместно с BBDO Group Russia.
Исследование проводилось в 18 странах мира в два этапа:
1) Этнографическое исследование – домашние визиты и виртуальные туры с фанатами онлайн среды.
2) Онлайн-опрос активных пользователей сети (200 человек в каждой стране). Опрошено равное количество мужчин и женщин. Половина опрошенных – это люди в возрасте от 16 до 40 лет, остальные от 40 и выше.
Исследование показало, что в России активных интернет пользователей меньше, чем в других странах, но, с другой стороны, они более лояльны и больше вовлечены в виртуальную жизнь. Российские пользователи больше общаются в сети, чем в реальности - 65% против 23% в других странах.
Мы меньше остальных обеспокоены тем, что активное присутствие в сети вредит нашему общению в реальной жизни - 52% респондентов в России не согласны с этим утверждением. В других странах -24%. В сети мы менее подозрительны и не особенно ожидаем от интернета реализации собственного «я». Например, мы вполне спокойно относимся к тем, кто создает фантастические образы в виртуальном мире - 41% Россия, 19% остальные страны.
В России больше, чем в других странах, выражено различие между реальной и виртуальной жизнью. Пользователям нравится, что в сети у них нет никаких обязательств перед другими, и они могут побыть наедине с собой, развлечься и отдохнуть от реальной жизни. 53% утверждают, что посещают интернет ради того, чтобы развлечься и расслабиться. Только 18% россиян подтверждают, что их онлайн друзья являются друзьями и в реальной жизни. В других странах этот показатель вдвое больше.
Самая ощутимая разница двух миров для нас проявляется в анонимности. 57% опрошенных чувствуют себя невидимыми в онлайн. Это позволяет им вести себя в сети более раскрепощено, быть властными, игривыми, легче соглашаться на авантюры. 40% Россиян неискренни в виртуальном пространстве, в других странах этот показатель равен 28%. Отчасти это связано с тем, что мы охотнее посещаем блоги, игры, чем социальные сети, где пользователь должен регистрироваться, оставлять о себе определенную информацию. В России только 17% ответили, что они посещают социальные сети. Для сравнения в других странах этот показатель – 40%. Гораздо больше нас привлекают блоги – 30% и сайты знакомств – 29%. В других странах по этим типам сайтов данные 23% и 20% соответственно.
Брэнды в сети
Россияне лояльны к брэндам в сети. 49% считают полезным присутствие брэндов в виртуальном мире, поскольку это помогает им встретить людей похожих на себя. При этом лояльность к брэнду в реальной жизни совсем не подразумевает лояльности в виртуальной, и наоборот. Почти 60% считают, что в онлайн они могут выбирать совершенно другие брэнды, которые соответствуют их виртуальной личности. Российским пользователям более свойственно покупать брэнды после того, как они увидели/опробовали их в сети – 44% по сравнению с 24% за рубежом.
Также россияне чаще выбирают брэнды по функциональным и имиджевым характеристикам. Они не склонны искать в них философию и социальные ценности. Только 7% россиян (15% в других странах) назвали ценности брэнда среди преимуществ, определяющих решение взять брэнд с собой в онлайн или нет.
В России по сравнению с другими странами существует гораздо больший потенциал для развития маркетинга в сети. Несомненно, наша аудитория гораздо уже, но мы более открыты к брэндам в виртуальном пространстве и склонны использовать их для самовыражения, вступать с ними в диалог. Чтобы этот диалог все-таки состоялся, брэнды должны по-разному вести себя в реальном и виртуальном мире:
- даже самый эффективный ТВ ролик не удивит никого в онлайн, если он уже шел по ТВ
- функциональные преимущества могут преувеличиваться (почему бы Мерседесу не разогнаться до 500 км/час в Second Life?)
- брэнды не должны быть навязаны в виртуальном мире, там ими владеет пользователь, а не маркетолог. Их можно только предложить к выбору и нужно быть готовым к тому, что они будут трансформироваться без вашего участия
- Не надо напоминать в играх, виртуальных мирах и блогах, что завтра тебе на работу.
Антон Носик, директор службы блогов компании Sup-Fabrik: «Исследование чрезвычайно интересно, полезно и симпатично. Но с некоторыми выводами по России я бы поспорил. Например, тот вывод, что российские пользователи меньше поддерживают отношения со своими онлайн друзьями в реальной жизни, на мой взгляд, не совсем правильный. Согласно исследованию, в России 18% пользователей знают в реальной жизни тех, с кем общаются онлайн, в других странах – 36%. Но у россиянина в среднем виртуальных контактов 70, а у западного человека – 10-11. Русские, в силу особенностей, обрисованных в Пушкинской речи Достоевского, да и вообще по душевной склонности, в интернет-общении гиперактивны. Для русского человека совершенно нормально иметь почту на Яндексе, Мэйле, Гугле и Яху, пользоваться для чата одновременно Аськой, ГуглТоком, Агентом мыла и еще каким-нибудь джаббером, читать и комментировать свой ЖЖ, чужие ЖЖ, автономные и англоязычные блоги. Не очень технически подкованная московская девушка, сидящая в Мамбе, имеет обычай попробовать ещё и Дейтинг.Ру, и ЛавПлэнет. Хотя, казалось бы, неужели ей мало 4,5 млн. мужских анкет в Мамбе? Но вот есть это любопытство, тогда как на Западе крупнейший в мире портал АОЛ отстроился как раз на почве лени и нелюбопытства американского пользователя, который готов все сервисы получить от своего непосредственного провайдера, и за его пределы носа не высовывать».