Мерчендайзинг и продвижение: как тратить меньше и получать больше
- 20 февраля 2007 года 06:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
С 12 по 16 февраля 2007 года в Москве прошла 14-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2007». Выставка проходила под патронатом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и при содействии и поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Правительства Москвы. В рамках деловой программы выставки состоялся двухдневный 2-ой Всероссийский Торговый Форум «Стратегические вызовы в российской торговле XXI века».
Трейдмаркетинговая компания ITM не только приняла участие в деятельности Форума, но и успешно выступила на сессии «Современные методы стимулирования продаж: что нужно знать поставщику, для того чтобы не работать себе в убыток». Руководитель направления по работе в ключевых сетях Данильчева Мария представила доклад «Правильно ли используется ваш бюджет на мерчендайзинг и продвижение: как тратить меньше и получать больше».
В выставке «Продэкспо-2007» приняло участие более 2260 компаний из 61 страны, что демонстрирует острый интерес к потребительскому рынку России со стороны не только российских, но и зарубежных производителей и ритейлеров. Помимо растущих требований к качеству продуктов и напитков, для России сегодня актуален процесс глобализации розничных сетей и их продвижения в регионы. Это сказывается и на ведении бизнеса: появляются новые формы контактов между производителем и ритейлером, новые методы коммуникации с конечным потребителем, растет роль трейдмаркетинговых агентств на рынке. Эти вопросы и стали основной темой Всероссийского Торгового Форума, который собрал представителей основных региональных сетей из нескольких десятков городов России, крупнейших производителей и BTL-агентств, предоставляющих трейдмаркетинговые услуги на российском рынке.
Форум для участников потребительского рынка такого масштаба проводится в России всего лишь второй раз, но количество желающих принять в нем участие превысило ожидания организаторов. Объясняется это тем, что ситуация на потребительском рынке России достигла той стадии, когда участники рынка нуждаются в обсуждении волнующих их проблем, в обмене опытом и совместной оценке перспектив развития розничной торговли на рынке FMCG в ближайшем будущем.
Доклад Марии Данильчевой касался актуальной для любого производителя темы – сокращения затрат на мерчендайзинг при повышении его эффективности. Не секрет, что при взаимоотношениях производителя и ритейлера возникает ряд спорных вопросов. Вариантом решения этих вопросов могут быть посреднические услуги трейдмаркетингового агентства. В частности, Мария Данильчева представила концепцию совмещенного мерчендайзинга, пионером которой на российском рынке стала компания ITM. В основе этой концепции лежит идея о мерчендайзинговом обслуживании сразу нескольких неконкурирующих брендов на территории одной торговой точки. При этом мерчендайзер, обслуживающий группу производителей, на протяжении всего дня находится в торговой точке, контролируя выкладку, долю полочного пространства и запас продукции на складе, что, в свою очередь, защищает производителя от возникновения ситуации out-of-stock. За счет того, что мерчендайзер не перемещается от точки к точке и не тратит время на ожидание контактного лица, достигается существенная экономия рабочего времени – в 30-40%, а значит растет качество работы.
В проекте совмещенного мерчендайзинга могут одновременно участвовать как крупные, так и мелкие компании. Мерчендайзер осуществляет равноценный контроль за продуктами всех участников программы, при этом затраты на программу делятся между производителями. Услуги мерчендайзера для каждой компании при таком подходе обходятся дешевле, а качество, напротив, оказывается выше, чем при обычном, визитном мерчендайзинге. В качестве подтверждения представленных тезисов Мария Данильчева привела предварительные результаты проведения программы совмещенного мерчендайзинга для компании Юнилевер.
Вопросы, обсуждаемые участниками Форума, касались не только частных решений на рынке FMCG. Немалый интерес вызвало обсуждение ключевых тенденций сетевой розницы в наступившем году. Речь шла не только об усилении роли международных и федеральных розничных сетей в центре и в регионах, но и о возможности создания альянсов на продовольственном рынке России. Производителям и представителям розничных сетей удалось наладить конструктивный диалог, в чем немалую роль сыграл единственный в России Центр переговоров, организованный в рамках Форума. Представители отделов закупок региональных сетей получили уникальную возможность напрямую предложить свои продукты крупнейшим игрокам на розничном рынке, причем в ходе работы Центра специалисты помогали организовывать переговоры с закупщиками сетей и объясняли ошибки, допущенные участниками.
Необходимость ежегодного проведения подобных мероприятий не вызывает сомнений. От того, что участники Форума увезут с собой современный взгляд на состояние российского потребительского рынка и новые методы работы, в конечном итоге выигрывает потребитель.