Красота и параметры
- 30 января 2007 года 06:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Одна моя знакомая, хороший дизайнер, недавно трудилась в поте лица над газетным макетом. Работа была ответственная, сложная и сопровождалась неизбежными в таких случаях муками творчества. Сделав по требованию редактора очередной, 58-й вариант первой полосы, знакомая почувствовала некоторый упадок душевных сил и пожаловалась мне в курилке: “Да не нужен им никакой дизайн, они просто хотят, чтобы структура читалась”.
Эта прелестная фраза очень точно передает распространенное среди моих собратьев по цеху отношение к профессии. Я не имею в виду ничего дурного. Большинство из нас стали дизайнерами по призванию и очень любят свою работу. Причем любят настолько бескорыстно, что, как правило, даже не читают оформляемый текст. И повесть Пушкина, и телепрограмма на неделю, и банковский годовой отчет для дизайнера — лишь поводы для абстрактных композиций, каковыми являются развороты книг, буклетов, журналов. Буквы крупного кегля — это просто-напросто графические символы, а мелкого — это плашка серого (можно не серого, но это будет моветон) цвета. “Какой фамилией ты подписал фоторепортаж?” — интересуюсь я у своего коллеги. “Белой”, — ни на секунду не задумавшись, отвечает он, имея в виду шаблонную заготовку с текстовой вывороткой. Мы с ним поняли друг друга, а вот присутствующего при разговоре фоторедактора чуть удар не хватил.
Красота в понимании дизайнера — необходимое и достаточное условие хорошей работы, конечная цель и смысл всех дизайнерских усилий. Неважно, что заголовок нельзя прочесть, потому что он поставлен справа налево, а длина строки в полосе набора такова, что редкая птица долетит до середины. Зато как красиво!
Настоящий дизайн в понимании дизайнера — это то, что висит в выставочных залах и за что раздают награды на конкурсах, а вовсе не то, что вы покупаете в газетном киоске. Как любой представитель артистической профессии, дизайнер неравнодушен к славе. Пусть это слава в узком кругу двадцати таких же, как он, аутистов. Зато они способны оценить его творчество. Признание посвященных гораздо важнее, чем удобство какого-то незнакомого тебе персонажа с плохим зрением, вынужденного продираться сквозь зеленый текст на оранжевом фоне. Справедливости ради надо сказать, что персонажа взаимно не интересует безвестный труженик графических полей. Часто вы заглядываете в выходные данные книги или журнала, чтобы узнать фамилию художника? Вот именно.
Что же такое вообще дизайн? И как отличить хороший дизайн от плохого? От шрифтового гуру Александра Тарбеева я слышала, пожалуй, самую емкую и аскетичную формулировку: “Дизайн — это определение параметров”. Саша знает, что говорит: он спроектировал более 30 кириллических гарнитур, которыми пользуетесь и вы тоже, не задумываясь, кто делал для вас эти шрифты.
Эта формула волшебным образом снимает все противоречия между красотой и функциональностью, формой и содержанием. Она вмещает в себя и изысканную графику выставочного плаката, и жесткую конструкцию газетной полосы. Ведь и то и другое может быть красивым, только если дизайнер точно знает, что именно он хочет донести до своего зрителя.
Газета, кстати, у моей знакомой получилась отличная. Не в последнюю очередь из-за хорошо продуманной структуры.
Катерина Кожухова
арт-директор журнала SmartMoney