Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Эвентить по-русски

Недавно в Лондоне я попал на корпоративную вечеринку, устроенную одной весьма известной компанией. В самый разгар веселья ко мне подошла миловидная девушка и предложила сделать... массаж. "Фигня какая-то", - подумал я, но ошибся. Вовсе это не фигня: бодрящий массаж на вечеринке - одна из самых модных и востребованных развлекательных услуг на Британских островах сегодня. Вернее, уже вчера. Креативные идеи по организации праздников живут недолго. На Западе event-услуги - целый бизнес: люди занимаются лишь тем, что беспрестанно выдумывают все новые развлечения. В канун новогодних корпоративных гуляний корреспондент "Итогов" пообщался и с самыми продвинутыми отечественными "массовиками-затейниками". Выяснилось, что по части потусоваться Россия быстро догоняет заграницу.

Деньги ваши, идеи наши

Для начала определимся с понятиями. Event в переводе с английского означает "событие". Изначально event-мероприятия задумывались как средство создания имиджа компании, продвижения товара на рынке, а проще говоря - пиара. Задача event-менеджера состояла в том, чтобы во время конференции, презентации или промоушн-акции гости остались довольны не только самим мероприятием, но как можно больше узнали о рекламируемом продукте и хорошо его запомнили. Как это сделать? Вот тут-то и открывается широкий простор для фантазии. Рекламируешь шоколад - обмажь им девушек и выпусти на подиум. Продвигаешь сантехнику - рассади гостей в банкетном зале на стулья, стилизованные под унитазы. Не все поймут, зато запомнят точно все. Голографические полы вместо ковровых дорожек, концерты в прямом эфире по мобильным телефонам, искусственные ароматы, заменяющие сотни живых цветов, - вот чем сегодня потчуют публику крупные зарубежные event-компании.

В России, как обычно, по-своему интерпретировали западную придумку. У нас понятие "event-услуга" обозначает не столько акции по продвижению товаров или торговых марок, сколько вечеринки и праздники, то есть развлечение в чистом виде. "Это может быть корпоративная вечеринка, выступление модного диджея, рок-концерт или презентация нового продукта - все теперь в России называется модным словом event, а в event-менеджеров быстренько переквалифицировались бывшие массовики-затейники", - рассказывает директор event-компании "ПростоРаботает" Екатерина Щукина.

Рынку еvent-услуг в России примерно полтора года. И знают о них пока только в Москве да Санкт-Петербурге. "Стоит вам прилететь, к примеру, в Сургут, - говорит генеральный продюсер агентства праздников "Князев", основатель первой в России школы event-менеджеров Сергей Князев, - и вы увидите, что там это зарубежное словечко еще не очень серьезно воспринимается, там все еще по-прежнему мероприятиями рулят массовики-затейники".

Работает event-механизм в российских условиях, как правило, следующим образом. "Компания, которая хочет организовать праздничное мероприятие или презентацию, посылает заявки в специализированные агентства, - рассказывает директор event-агентства DREAM SHOW Юлия Купреева. - После чего агентства начинают работать: придумывают сценарий, разрабатывают концепцию мероприятия, считают бюджет". Обычно над проектом работают человек пятнадцать. Затем проводится тендер, во время которого заказчик выбирает наиболее понравившуюся ему идею.

Нам хочется гулять...

В России, как известно, любят гульнуть широко. На это и делается ставка в нашей event-индустрии. То ли в силу традиций, то ли по причине нестабильности экономики ("гуляй, как в последний раз!") наши люди устраивают себе праздники с таким размахом, о коем на Западе и не помышляют. Как утверждает шоумен, режиссер и организатор светских мероприятий Андрей Фомин, event-рынок ждет бурный рост именно потому, что русские люди хотят гулять, тусоваться, пускать деньги на ветер. А цениться на этом рынке, по его мнению, всегда будут две вещи: креатив и безупречное исполнение. Другими словами, клиент за свои деньги должен получить массу удовольствия. Но... "Угодить русскому человеку намного сложнее, нежели иностранному заказчику", - уверена Екатерина Щукина. Эксперты в области event-индустрии считают, что уходят в прошлое те времена, когда заказчики ограничивались "живым" выступлением известной поп-звезды и большим количеством алкоголя. "Капустники, Верка Сердючка и игры в "Зарницу" - это вчерашний день", - утверждает арт-менеджер клуба "XIII" Михаил Сукиасян.

Так какие услуги наши люди хотели бы получить от event-компаний?

Не секрет, что основная масса корпоративных вечеринок в России по традиции начинается с выступления "вождей и руководителей". Можно просто выйти и официально поздравить своих сотрудников, подытожив трудовые успехи. А можно поступить оригинальнее. Например, недавно крупный поставщик строительного оборудования проводил корпоративную вечеринку, устроенную одной известной event-компанией. Вышли президент и два его заместителя, произнесли речь. А потом надели специальные маски, взяли в руки болгарки и эффектно, с искрами начали пилить металлический профиль.

Еще одно оригинальное event-решение было использовано на недавнем корпоративном мероприятии компании "ЛУКОЙЛ". Руководство вышло на сцену в кардинальских мантиях, а пятьсот рядовых сотрудников были одеты в мушкетерские костюмы.

- В сентябре мы проводили частную вечеринку по поводу 35-летия одного молодого человека, - рассказывает Сергей Князев.- Два забронированных чартерных рейса доставили гостей в Ниццу. А празднование проходило в самом дорогом отеле Монако. Светило солнце, в море купались люди. Но наш именинник любит холодное время года, и потому в отель пришла зима. Пальмы запорошил искусственный снег, а под окнами повисли сосульки из натурального льда. Гости бросались друг в друга снежками, лепили снежную бабу и наряжали пальму, игравшую роль елки. При этом на голову гостей сыпался снег, выдуваемый специальными пушками.

А недавно в Москве была проведена совсем необычная свадьба, на которой смогли присутствовать корреспонденты "Итогов". На пустыре возвели средневековую крепость, которую гости со стороны невесты защищали, а гости со стороны жениха штурмовали. Они пытались по лестницам перевалить через крепостные стены и пробить таранами ворота. Оборонявшиеся кидали сверху мешки с соломой. По сценарию ни одна из сторон не могла одержать победу. И для заключения мира следовало женить молодого человека на девушке. Жениха посвятили в рыцари, а невесту - в леди. После этого гости, одетые в доспехи, устроили рыцарский турнир, а затем отправились подкрепиться - причем с жаровен рябчиков и куропаток брали руками.

Все наверняка помнят художественный фильм "Три толстяка", в котором главная героиня по имени Суок двигалась, как механическая заводная игрушка. Идея сделать нечто подобное для event-мероприятий родилась в головах Сергея Маликова и Романа Сотникова, воплотивших в жизнь проект "Живые куклы". "Мы занимались организацией частного мероприятия, где в качестве опции по анимационному оформлению требовалось что-нибудь эдакое, - рассказывает Сергей Маликов. - Перебирали варианты, и у нас возникла мысль создать объекты, напоминающие скульптуры или статуи, наше ноу-хау заключается в том, что эти фигуры должны театрально двигаться". Последняя фишка Маликова и Сотникова - живая кукла в подарочной упаковке. В назначенное время к зал вносят большую розовую коробку, перевязанную голубыми бантами. Вы развязываете их, снимаете крышку, разворачиваете белую шуршащую бумагу и... видите перед собой Мальвину, Коломбину, Пьеро или Арлекина! Нажимаете на кнопочку, расположенную на браслете у куклы, и она оживает.

Танцуй от розетки

"Если театр начинается с вешалки, то любое event-мероприятие - с электророзетки, - утверждает Михаил Сукиасян. - На дворе XXI век, а потому считается просто неприличным проведение вечеринки без использования суперсовременных световых и звуковых технологий". К примеру, сейчас все организаторы event-мероприятий охвачены экраноманией: чем больше экранов установлено в зале, чем ярче они, тем солиднее выглядит устроенная тобой вечеринка. "Мы в свое время первыми в России применили у себя в клубе трехмерные экраны, - рассказывает Сукиасян. - Получается объемное изображение, как в стереокино, только без очков. Людям это безумно нравится. К тому же на пол, разрисованный мячиками, мы устанавливали светоотражающие датчики, активизирующиеся при преломлении света. И если человек проходил под проектором, то мячики словно начинали отскакивать от людей. Правда, были случаи, когда гости, перебрав с алкоголем, немного терялись в пространстве". Сегодня существуют технологии, которые позволяют окунуться в виртуальный мир, созданный человеческой фантазией. В течение одного вечера вы можете оказаться и в средневековой Европе, и в мире восточных сказок.

Не так давно в Москве проходила презентация МP3-плеера производства одной очень известной компании, и на этом мероприятии впервые в России была применена так называемая технология направленного звука. Суть ее в следующем: если направить панель на человека, он слышит звук, если же отклониться хотя бы на пять миллиметров, звук пропадает. У собравшихся было такое ощущение, будто музыка летала по всему залу.

Можно пригласить диджея, который будет крутить музыку без рук - с помощью специальных перчаток и очков.

Законодателями новых модных технологий для event-рынка пока являются Германия и Голландия. Но ситуация может измениться. По словам Михаила Сукиасяна, сегодня крупные российские event-агентства инвестируют серьезные средства в различные НИИ и бывшие КБ, которые готовы разрабатывать технологии и выпускать оборудование для развлечений. Например, отечественные инженеры уже придумали уникальный лазерный проектор, дающий четкое изображение при дневном освещении. Хитрое устройство может проецировать изображение на любую поверхность - стены домов, лужайки, озерную гладь и даже тучи.

Мы за ценой не постоим

Пока российский рынок event-услуг находится в стадии становления: круг грамотных и платежеспособных клиентов начал формироваться только в последнее время. Но процесс развития идет быстрыми темпами.

Средняя стоимость мероприятия - 50 тысяч долларов. За эти деньги клиент получает сценарий, арендуемую площадку, еду, охрану и развлекательную программу. Впрочем, 50 тысяч - это "очень средняя" цена. Например, как гласит молва, в 2004 году на новогоднюю вечеринку компания "Нафта-Москва" потратила около миллиона долларов на приглашение Кайли Миноуг. А полный бюджет всего праздника до сих пор не раскрывается. Сами event-менеджеры берут за свои услуги, как правило, десять процентов от суммы бюджета.

- Зарубежные event-мероприятия отличаются от российских прежде всего бюджетами, - говорит Сергей Князев. - И здесь вот такой любопытный момент. Когда за рубежом организуют event-мероприятие городского масштаба, то бюджеты выше у них. Когда же готовится частная вечеринка, то у нас бюджеты явно превалируют.

По мнению экспертов, итальянские и испанские корпоративные event-вечеринки выглядят победнее наших. А во Франции даже крупные компании выделяют на праздники столько, что у нас хватило бы только на аренду небольшого зала в дешевой пивной. В России же снимают огромные залы за невероятную плату. А уж о количестве приглашенных звезд и говорить нечего - западникам такое и не снилось.

Пока event-бизнес в России носит сезонный характер: летом - день компании, зимой - Новый год. Но ведь есть еще профессиональные праздники - День нефтяника, День металлурга, День работника торговли и тому подобные. Вот эти события, возможно, и структурируют рынок. А колоссальный "запас" дней рождений и прочих частных событий? Не случайно эксперт Екатерина Щукина уверена, что event-индустрия в нашей стране будет развиваться бурными темпами: "В России вот уже второй год подряд отмечался День event-менеджера, и могу сказать, что наша страна в этом направлении продвигается все дальше. Еще бы! Бизнес этот по доходности, говорят, может быть вполне сопоставим с нефтедобычей, и потому не вижу ничего странного в том, что он привлекает к себе столь повышенное внимание".

Итоги

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте