Российскую социальную рекламу обсудили в Госдуме
- 21 декабря 2006 года 06:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Его организаторами выступили Комитет по охране здоровья и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму при участии заинтересованных министерств, представителей регионов и рекламного сообщества.
Как сообщила председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева, действующее законодательство «ориентировано преимущественно на использование рекламы в коммерческих целях и слабо отражает потребности института социальной рекламы в правовом регулировании». По ее словам, пока только в отдельных регионах страны имеются практика и опыт нормативного регулирования вопросов, связанных с развитием социальной рекламы, в то время как Федеральный закон «О рекламе» не предусматривает право субъекта федерации принимать свое законодательство по вопросам производства, размещения и распространения рекламы, в том числе, социальной.
Яковлева также отметила существование «определенного дисбаланса» в регулировании публичных и частных интересов рекламодателей социальной рекламы, который, как считают депутаты, должен быть устранен на законодательном уровне. Необходимо создание органа, ответственного за социальную рекламу, считает она. «Назрел вопрос о целесообразности правового регулирования социальной рекламы отдельным федеральным законом. Жизнь требует законодательно прописать основные функции социальной рекламы, ее правовой статус и юридические признаки, а также процесс ее производства и размещения», – подчеркнула Яковлева.
По мнению зампреда Комитета по экономической политике Владимира Мединского, этот орган должен взять на себя функции заказчика. По его словам, данный орган мог бы состоять из представителей правительства, Общественной палаты, Государственной Думы и рекламных агентств.
Дмитрий Коробков, глава общественного Союза создателей социальной рекламы считает, что неразвитость социальной рекламы в России (1% от общего объема рекламного рынка) связана прежде всего с отсутствием в нашей стране полноценного института социальных коммуникаций. Речь идет о федеральном органе координации и продвижения государственных коммуникационных проектов и программ. То есть в России нет института как, например, в Великобритании, Франции, Германии, Голландии или США, который бы системно и профессионально занимался этой работой. Что нужно сделать: выбрать одну из концептуальных моделей, уже апробированных в мире, адаптировать в российские условия, закрепить законодательно, сформировать исполнительный орган и работать.
Эксперты Союза создателей социальной рекламы предложили в качестве организационно-правовой формы регулирования социальной рекламы в стране государственную корпорацию. «Пока не будет такого органа – единого заказчика социальной рекламы, – считает Д.Коробков, – у нас будут бесконечные блуждания фрагментарных социальных кампаний, которые реально не решают базовые важнейшие вопросы». То есть, за несколько последних лет проведены лишь точечные удачные акции, остальное – довольно низкого качества. А это значит, что надо учиться разговаривать и общаться с населением, объясняя ключевые государственные решения в наиболее понятной, приемлемой форме. «Мы, профессионалы маркетинга и рекламы, этим инструментом вполне владеем, и предлагаем его к применению в целях продвижения государственных интересов», – резюмировал глава Союза создателей социальной рекламы.
Что касается собственно социальной рекламы, то представляется правильной согласованная позиция депутатов Госдумы РФ и рекламного сообщества по основной проблеме – ее распространению, а также решению данного вопроса законодательным путем. Закон «О рекламе» предусматривает обязательную пятипроцентную квоту на распространение социальной рекламы в СМИ, но не говорит о бесплатном ее размещении. Поэтому Союз создателей социальной рекламы настаивает на том, чтобы дополнить закон нормой о безвозмездном распространении государственными СМИ 5%-го объема социальной или так называемой «государственной» рекламы. Все, что выше этого порога – за счет госбюджета.
Союз предлагает обязательное пакетное решение вопроса об объеме социальной рекламы в СМИ. При котором, предлагается ограничить допустимый объем такой рекламы в каждом рекламном блоке государственного телевидения и радио – не более 30 секунд; не учитывать социальную рекламу государственных органов в пределах 5% квоты при определении объема всей рекламы, распространяемой государственными СМИ в течение суток.
Также предлагается ввести в Федеральный закон «О рекламе» запрет на совмещение в одной рекламе упоминаний (логотипов) государственных и коммерческих структур. Потому что такое совмещение законодательно запрещено во всех без исключения странах мира, так как приводит к тому, что одна фирма или компания получает конкурентное преимущество перед другой, и такая практика подрывает бизнес. К тому же это одно из генеральных требований Всемирной торговой организации, куда скоро войдет Россия.
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что создание государственной корпорации, которая выступала бы от имени государства и в качестве «единого заказчика», самый предпочтительный вариант.