Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Система распространения недостаточно открыта для издателей

– Владимир Петрович, расскажите об истории создания и развития вашего холдинга. Как давно и с чего начиналась его работа? Какие моменты в его истории – отрицательные и положительные – вы могли бы выделить?

– Группа компаний «ДМ-Distribution» начала свою деятельность осенью 2004 года. Но по большому счету – это было не начало, а продолжение работы. Поскольку ГК «ДМ-Distribution» создана на базе ООО «ДМ-Пресс» – предприятия оптовой торговли периодическими печатными изданиями, основанного в 1996 году.

Решение о создании группы компаний было принято с целью оптимизировать процессы управления деятельностью компании, снизить издержки и добиться реального улучшения качества и повышения управляемости бизнеса. Именно на осуществление этих целей и была направлена с первых дней работа ГК «ДМ-Distribution».

– В каких направлениях ГК «ДМ-Distribution» работает сейчас? Насколько велика ее структура? Какую долю рынка занимает?

– На сегодняшний день ГК «ДМ-Distribution» – один из лидеров рынка распространителей печатной продукции в Москве и регионах РФ. В структуру группы компаний входят предприятия уже не первый год функционирующие на рынке периодики. ООО «ДМ-Пресс» работает с поставщиками, ООО «Торговый Дом Прессы» – с распространителями печатной продукции, ЗАО «Информаркет» отвечает за дистрибуцию прессы в супермаркетах, объединенное розничное агентство ЗАО «Центр Прессы» занимается распространением и продвижением изданий в киосковой сети.

Завоевать позиции лидера на рынке – не главное, главное укрепить их. А для этого нужно постоянно совершенствовать управленческий и технологический процессы, к чему мы, собственно говоря, и стремимся.

– Насколько велика розничная сеть ГК? Какие предприятия в нее входят?

– Розничным распространением и продвижением изданий в киосковой сети занимается объединенное розничное агентство ЗАО «Центр Прессы», в состав которого входят ОАО «Северное Агентство Печати», ОАО «Агентство Печати Московский Запад», ОАО «Печать Замоскворечья», ОАО «Краснопресненское агентство печати».

– Расскажите о своем видении сегодняшнего состояния рынка издания и распространения печатных СМИ в России. Каковы его основные характеристики и тенденции?

– На сегодняшний день в России функционирует достаточно разветвленная система распространения прессы. Однако в медиаотрасли остается ряд нерешенных проблем и противоречий, которые в свою очередь замедляют ее дальнейшее развитие. Например, одним из таких сдерживающих факторов является несовершенство российского законодательства в области СМИ. Издатели и распространители принимают непосредственное участие в реформировании рынка СМИ. Так, на X юбилейной конференции Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) была принята концепция развития рынка печатных СМИ в РФ на период до 2015 года. Среди многочисленных целей, выдвинутых в принятом документе, значится и совершенствование правовой и организационной составляющих деятельности системы распространения печатной продукции на территории РФ. Однако до вступления в действие концепция должна пройти еще ряд согласований на высших уровнях власти. И лишь потом можно будет говорить о претворении концепции в жизнь.

А пока, что касается современной тенденции развития печатных СМИ в России, то она выражается в дальнейшем структурировании этой отрасли. Это касается трех основных направлений: производства, продвижения и распространения печатных СМИ. Процессы производства издания, так же как и процессы его продвижения, продажи, неизбежно совершенствуются и, как следствие, усложняются. Можно сказать на рынке печатных СМИ сегодня идет борьба издателей за своих читателей. В такой ситуации от издателя требуется постоянное повышение качества печатной продукции, а также совершенствование системы дистрибуции изданий.

– Насколько прозрачной и открытой для издателей является современная система распространения прессы?

– Следует признать, что на сегодняшний день система распространения прессы недостаточно открыта и прозрачна для издателей. Но работа по изменению сложившейся ситуации ведется. В частности, этому должно способствовать и принятое решение об объединении Союза издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП) с Ассоциацией распространителей печатной продукции. Одна из задач создаваемой организации «Российский союз прессы» как раз и будет заключаться в разрешении противоречий, возникающих между издателями и распространителями. В данном случае показателен пример Германии, где союз дистрибьюторов и объединение издателей документально прописали условия своего взаимодействия, которым следуют сейчас. В результате их рынок стал более прозрачным.

– Каковы, по вашему мнению, перспективы внедрения новых технологий в отрасль дистрибуции? Необходимость каких технологических новшеств назрела на рынке?

– Несомненно, технологии в отрасли дистрибуции будут продолжать обновляться и модернизироваться. А без этого может наступить стагнация в самой отрасли.

Если говорить о новых технологиях, которые просто необходимо ввести в ближайшее время, то, в первую очередь, это должно быть программное обеспечение складского и бухгалтерского учетов распространения прессы. Также нужно полностью механизировать складскую систему, минимизировав влияние человеческого фактора.

Это, конечно, не полный перечень технологических новшеств, в которых нуждается рынок дистрибуции прессы. И работа в этом направлении уже ведется, в частности в рамках АРПП.

– Будущее дистрибуции прессы в России – каким вы его видите? Что, по вашему мнению, будет определять развитие российского издательско-распространительского рынка в ближайшие годы?

– Перемены на рынке средств массовой информации неизбежны. Развиваются печатные издания, стремительно растет сектор интернет-изданий. Что касается интернет-изданий, то здесь возможно два варианта развития ситуации.

Один – это вытеснение новыми медиа печатных газет с рынка, другой – разделение рынка периодики на два основных сегмента. Соответственно при втором варианте печатные издания будут меняться, уже сейчас прослеживается подобная тенденция: газеты меняют формат, цвет. Развитие новых технологий, естественно, приводит к отмиранию устаревших. Но есть товары, услуги, которые останутся востребованными всегда. Так, к примеру, появилось телевидение, но книги продолжают читать, радио – слушать. Так и с печатными изданиями, у них будет своя аудитория. Угроза серьезной конкуренции (в данном случае интернет-изданий) – повод задуматься над тем, как сделать «традиционные» газеты более привлекательными для читателя.

– Как вы оцениваете деятельность существующих на сегодняшний день общественных объединений издателей и распространителей? Членами каких из них является группа компаний?

– Во-первых, само то, что эти организации объединили издателей и распространителей позволяет построить наиболее эффективную систему взаимодействия между ними. Как уже было сказано, издатели и распространители принимают непосредственное участие в реформировании рынка СМИ. Потому что они знают ситуацию на этом рынке и те изменения, которых он требует. Поэтому роль общественных организаций — ГИПП, АРПП, СИРПП переоценить сложно. В России они являются без преувеличения главными инициаторами процесса совершенствования медиаотрасли в целом.

– Не так давно произошли перевыборы в Гильдии издателей периодической печати – ее президентом стал генеральный директор ФГУ «Российская газета» Александр Горбенко. Можно ли говорить, что с выбором на этот пост главы государственного ИД, издательский рынок стал более управляемым со стороны государства? Хорошо ли это или плохо для практически единственного издательского объединения в стране?

– При выдвижении на пост президента ГИПП каждый кандидат представлял свою программу, в которой очерчивал круг задач, по его мнению, требующих первичного решения. Александр Горбенко в своем выступлении среди приоритетных выделил достаточно широкий и разнообразный спектр задач. В их числе решение проблем распространения прессы, разработка и внедрение общих правил на медиарынке. И если на протяжении двух лет руководства Гильдией издателей периодической печати Горбенко будет придерживаться заявленной программы, то должны произойти положительные перемены в медиаотрасли. А занимаемая им должность генерального директора ФГУ «Российская газета» в данном случае не является определяющим фактором, способным повлиять на управляемость издательского рынка со стороны государства.

– Существует ли в целом на рынке опасность усиления организующей и направляющей роли государства в построении издательского рынка?

– Такое развитие ситуации возможно. Тем более если брать в расчет последнее решение правительства Москвы (о выделении дополнительных мест под новый мобильный тип газетно-журнальных лотков, обслуживанием которых будет заниматься «Московский союз печати»). Роль государства прежде всего должна сводиться к регулированию правовых отношений и организационной составляющей деятельности системы распространения печатной продукции.

– На Западе уже давно за основу взята практика работы отдельных организаций издателей журналов, издателей газет, дистрибьюторов. Не считаете ли вы целесообразным подобное разделение и в России? Может ли одна организация в своей деятельности в равной степени учитывать интересы и издателей, и распространителей?

– Прежде всего, наш рынок печатной продукции изначально пошел по-другому пути развития отличного от западного. И так сложилось, что издателя и дистрибьютора объединили, потому что в России рынок был не так развит, как на Западе. Распространение и издательство – два разных вида деятельности, живущие по своим законам. Поэтому в принципе не обязательно совмещение дистрибуции и издательства в одном лице. Но, чтобы полностью перейти на западную модель, нужна предварительная подготовительная работа. Скажем так, необходима ее адаптация к российским рыночным условиям.

– Буквально недавно в СИРПП прошли перевыборы Бюро, «контрольный пакет» которого теперь принадлежит «Московскому союзу издателей». На сегодняшний же день две трети членов Союза – издатели, одна треть – распространительские компании. Насколько состав Бюро отражает это соотношение?

– Бюро на протяжении трех лет своего существования функционирует в соответствии с уставом. В том числе и перевыборы, недавно состоявшиеся, прошли согласно всем нормам и правилам, прописанным в уставе Бюро СИРПП.

– Так как большая часть наиболее значимых членов СИРПП – представители издательского рынка, как вы считаете, можно ли говорить, что Союз становится еще одним объединением издателей?

– То, что число издателей в Союзе превалирует, не является свидетельством становления СИРПП исключительно как объединения издателей. Кроме того, как уже было упомянуто, в конце ноября этого года должна появиться новая организация «Российский союз прессы» (объединившая СИРПП и АРПП). Основной целью которой станет прежде всего повышение эффективности медиарынка в целом.

– В беседе мы с вами уже затронули тему того, что недавно правительство Москвы приняло решение до конца года выделить в столице дополнительные места под новый мобильный тип газетно-журнальных лотков, обслуживанием которых будет заниматься «Московский союз печати». Как вы считаете, насколько логично решение московского правительства с точки зрения свободного рынка и здоровой конкуренцией?

– С точки зрения свободного рынка и конкуренции такое решение не логично. Поскольку на сегодняшний день в Москве есть ряд дистрибьюторских фирм, которые в состоянии взять на себя функции по установлению новых мобильных типов газетно-журнальных лотков, и предложить качественное обслуживание населения. К тому же ранее Издательская инициатива заявила о конкурсном принципе распределения новых торговых точек. Так что принятое в итоге решение о том, что обслуживанием будет заниматься «Московский союз печати» (МСП) идет вразрез с понятием о свободном рынке и здоровой конкуренции.

– Каковы планы развития ГК «ДМ-Distribution» на 2006–2007 годы? Предполагается ли дальнейшее расширение сети розничной торговли, внедрение новых технологий? Что именно и в какие сроки предполагается сделать?

– В планах ГК «ДМ-Distribution» дальнейшее укрепление своих позиций на рынке распространения прессы, и проведение мероприятий, способствующих этому. Что касается внедрения новых технологий, то это своего рода непрекращающийся процесс. Поскольку модернизация в области технологий происходит достаточно быстрыми темпами.

Евгения Трушина

Источник: журнал «Курьер печати» №42/2006


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте