Нелегкая доля
- 19 октября 2006 года 04:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Shell, чей главный добывающий проект в России "Сахалин-2" попал под пристальное внимание властей, решила поддержать свой имидж. Во вторник компания презентовала свой выход на топливный рынок Москвы, связав его с открытием третьей заправки в столице. Shell планирует увеличить долю в российской топливной рознице до 10-15%. При отсутствии собственной добычи и переработки нефти эта задача будет чрезвычайно сложной.
До конца года Shell планирует довести число своих АЗС в столице до семи предприятий, а в 2007 году открыть еще десять нефтяных топливных станций - это минимальный план, рассказала "Бизнесу" генеральный директор по развитию сети АЗС "Шелл" в России Катя Атанасова. Каждая из них обойдется в $1-1,5 млн в зависимости от готовности и состояния площадок.
Станции в столице добавятся к уже имеющимся восемнадцати АЗС в Санкт-Петербурге.
Shell говорит о доведении доли на российском рынке до 10- 15%, осваивая в том числе в другие города европейской части страны. Задача более чем сложная - она потребует от компании увеличить число своих заправок в России минимум в 20 раз. "В России только ВИНК принадлежат примерно 6 тыс. АЗС, общее же количество станций достигает 12- 15 тыс.",- отмечает аналитик Русского топливного агентства (РТА) Максим Назаров. Приобретение такого количества АЗС требует огромных инвестиций. "В столице новые участки под АЗС получить практически невозможно, а в регионы компании идут неохотно",- констатирует президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша. Даже в регионах вложение в одну станцию составляет не менее $500-800 тыс. При этом окупаемость заправки - примерно пять-семь лет. Средний показатель рентабельности для Shell, по словам Кати Атанасовой, составляет 15%, однако в России эта цифра будет меньше в связи с большим объемом инвестиций на этапе строительства.
Поэтому заявление о завоевании существенной доли в России выглядит скорее как напоминание об общих стандартах рентабельности Shell в стране.
Катя Атанасова отметила, что планы по увеличению доли на рынке пока не подтверждены конкретными переговорами с партнерами.
Контроль даже над 10% рынка возможен только в расчете на приобретение собственныхдобывающих или перерабатывающих активов, подчеркивает Назаров. Пока же стратегия выхода англо-голландской компании на столичный рынок - арендаторская. Две свои станции, открытые в Москве в августе, компания взяла в долгосрочную аренду у владельца, который работал ранее по франшизе "Славнефти". Топливо компания закупает у поставщиков на внутреннем рынке, в число которых входят практически все крупные российские нефтяные компании - ЛУКОЙЛ, ТНК, "Сургутнефтегаз". Shell старается сотрудничать с НПЗ всех компаний, представленных в регионе. "Одного поставщика у компании нет и не будет",- подчеркивает Атанасова. В производстве дифференцированных сортов бензина Shell следует общей стратегии иностранных компаний на российском рынке, добавляя к базовому топливу импортируемые фирменные присадки.
В одном из сегментов рынка - хранении топлива- компания старается прийти к владению. Shell изучает возможности приобретения или аренды нефтебаз на территории Московской области. "У нас нет конкретных планов по инвестициям в нефтехранилища, но мне известно, что в настоящее время проходит аудит уже существующих нефтехранилищ.
Результат будет известен после него,- отметила Атанасова.- Я думаю, что у нас нет необходимости строить свое нефтехранилище, так как существующих мощностей больше, чем нам нужно".
Топливная розница является одной из самых последних статей дохода для ВИНК, окупаемость проектов достаточно растянута во времени, напоминает Назаров из РТА. При существующей у Shell доле на нефтяном рынке России развитие сети АЗС выглядит, скорее, как хороший имиджевый проект.
Анна Фирсова