Sony BMG пошла на пиратский рынок
- 5 октября 2006 года 05:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Вчера стало известно, что один из глобальных музыкальных мейджоров Sony BMG начинает продажу своего каталога в рунете. Эксперты считают это событие знаковым для российского рынка – до сих пор лицензионные соглашения с продавцами музыки в интернете заключали только российские правообладатели и независимые лейблы. Они прогнозируют, что вслед за Sony BMG продажу музыки через рунет начнут и другие музыкальные мейджоры.
Как рассказал Ъ управляющий директор российского офиса Sony BMG Денис Комаровский, продавать музыку через интернет в России компания начнет через несколько месяцев, в декабре-январе.
Планируется, что российские интернет-продавцы музыки (в частности, сейчас ведутся переговоры с такими музыкальными ресурсами, как Janga!, mp3.ru и AudioFind) получат доступ к архиву Sony BMG и будут перепродавать музыку по цене примерно $0,5-0,6 за трек (цена по видеоклипам еще не определена). Каков предполагаемый объем продаж музыки и как будет делиться выручка между Sony BMG и российскими продавцами, господин Комаровский не уточняет. Предполагается, что российским пользователям будет предложено 100 тыс. музыкальных треков и порядка 5 тыс. видеоклипов.
То, что Sony BMG выходит на российский рынок именно сейчас, Денис Комаровский объясняет несколькими причинами. Первая – вступление в силу с 1 сентября поправок к закону "Об авторских и смежных правах", которые вводят интернет в область законодательства. Размещенные в сети тексты и музыкальные файлы охраняются авторским правом так же, как обычные книги или CD. и подпадают под действие ст. 146 УК ("Нарушение авторских и смежных прав"; лишение свободы на срок до пяти лет). Вторым благоприятным фактором господин Комаровский считает появление в России легальных платных музыкальных интернет-ресурсов, аудитория которых постоянно растет. Однако до сих пор лицензионные соглашения заключались только с российскими правообладателями и независимыми иностранными лейблами (например, Orchard).
Потенциальный объем продаж музыки через интернет участники музыкального рынка оценивают как минимум в $150 млн. "К концу 2006 года количество MP3-плееров в России превысит 3 млн, и если каждый из их владельцев скачает 100 треков в год, то по расценкам на легальную музыку это 150 млн,– говорит гендиректор EMI Gala-records Александр Блинов.– Вопрос только в том, какую долю этого рынка займет легальная продукция". По оценкам экспертов, в настоящее время 97% распространяемой в рунете музыки является контрафактной. Легальный сетевой рынок оценивается при этом в сумму менее $1 млн в год, тогда как оборот лишь одного из крупнейших теневых российских сайтов, предлагающего около 850 тыс. музыкальных треков по цене $0,12-0,15, доходит, по разным оценкам, до $25-30 млн.
При этом эксперты отмечают, что существуют факторы, сдерживающие развитие легальных продаж музыки в интернете, помимо несовершенного законодательства. "До сих пор мейджоры не могли договориться ни с одним из ресурсов, и основными препятствиями являются цена, система защиты контента и ограничение распространения зоной .ru",– говорит директор Национальной федерации производителей фонограмм Дмитрий Угренович. Пока, по информации Ъ, Sony BMG удалось заключить лицензионное соглашение только с порталом Soundkey.ru и только на российскую часть каталога. "Русских артистов они продают в MP3, так как это локальный продукт, его формат и степень защиты не регулируют западные компании,– объясняет владелец ООО "ПРО.Вэб" (запускает сайт mp3.ru) Сергей Жуков.– При распространении западного каталога они будут придерживаться защищенных форматов (DRM), например vmi, который менее распространен в России, чем MP3". По его словам, владельцам сайтов придется играть по правилам международных правообладателей, однако сейчас они пытаются найти способ адаптировать технические требования Sony BMG к российским пользователям, и это затягивает запуск продаж.
Несмотря на это, эксперты прогнозируют, что вслед за Sony BMG продажи в рунете начнут все мейджоры. Сейчас переговоры об этом ведет EMI Gala-records, однако пока она не сообщает, когда ее исполнителей можно будет легально приобрести в российской сети. Гендиректор ЗАО "Юниверсал мьюзик" Дмитрий Коннов утверждает, что окончательное решение о выводе продаж в рунет будет принято его компанией к 1 ноября. При этом участники рынка понимают, что от согласованности их действий зависят легальные продажи через рунет в целом. "Легальный сервис будет конкурентоспособным, если у него будут все мейджоры, а не только, например, Sony и мы, потому что потребитель заинтересован в максимально широком предложении на одном сайте",– говорит гендиректор EMI Gala-records Александр Блинов.
ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ