Конференция для профессионалов
- 4 октября 2006 года 06:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Выставка состоялась во второй раз, но, несмотря на свою недолгую историю, собрала большое количество профессионалов как отечественного, так и зарубежного медиарынка, стремящихся обсудить общие актуальные вопросы и найти решения проблем отрасли.
Собственно, проведенное мероприятие было в большей степени конференцией, чем выставкой, поскольку выставочных стендов в этот раз было не слишком много. Из участников выставки самый действенный креатив проявил, пожалуй, ИД «Ньюс медиа» (газета «Жизнь»), на стенде которого всем желающим абсолютно бесплатно наливали кофе. Недалеко от стенда разместились столики, где его можно было спокойно выпить и, будучи в непосредственной близости от экспозиции, вольно или невольно посмотреть демонстрирующийся на экране рекламный ролик газеты и при желании почитать само издание. Неудивительно, что у стенда газеты «Жизнь» посетителей собиралось больше всего.
Всего выставка представила около 60 экспонентов. Число на первый взгляд небольшое, однако полностью соответствующее заявленной направленности выставки. В этом году гильдией было принято решение не расширять экспозицию, а сосредоточиться на деловой программе.
И действительно, на заседаниях отраслевых конференция присутствовало намного больше людей, поскольку деловая часть мероприятия была намного важнее развлекательной. В этом году в списке обсуждаемых вопросов были проблемы розничного распространения прессы, особенности дистрибуции в супермаркетах, реформирование системы почтовой подписки, вопросы существования СМИ в новом законодательстве, стратегии привлечения молодой аудитории, мировые тенденции в области развития печатных СМИ, развитие рынка b2b-изданий, необходимость использования цифровых мультимедийных стратегий и многое другое.
Открывая конференцию, Леонид Макарон, член правления НП «Издательская инициатива», экс-президент ГИПП, так охарактеризовал положение дел в отечественной медиаиндустрии: «В России до сих пор нет цивилизованного рынка прессы, поэтому многие методы работы, характерные для западного мира, встречают у нас неприятие. Это касается и договоров комиссии, и указания конечной цены на обложке, и много другого. Отсутствие закона о распространении прессы приводит к тому, что в регионах периодика воспринимается точно так же, как и другие товары, не имеющие статуса социально значимых. Власти в регионах активно противостоят появлению сильных распространительских сетей, видя в этому угрозу своему стремлению навязывать рынку собственные правила игры. В Москве почти два года назад ГИПП инициировала создание “Издательской инициативы”, в которую вошли представители десяти крупных ИД. Их деятельность в рамках НП была связана не только с созданием единых правил работы на рынке, но и с поиском путей реформирования системы дистрибуции прессы. Надеюсь, что совместными усилиями мы все-таки добьемся улучшения ситуации на медиарынке».
Говоря о развитии системы распространения прессы в супермаркетах, председатель правления АРПП Александр Оськин рассказал о том, как обстоят дела на этом сегменте рынка в развитых странах, и отметил, что активное расширение этих торговых сетей в США привело к падению тиражей периодики. Большой интерес участников конференции вызвал доклад генерального директора Всемирной газетной ассоциации (WAN) Тимоти Болдинга, в котором он привел обзор мировых тенденций газетной отрасли. Среди основных тенденций он выделил увеличение доли бесплатных газет, активное участие самих читателей в создании контента, развитие системы получения информации с помощью мобильных телефонов, увеличение инвестиций и новаций в области газетной индустрии, улучшение качества газет. О развитии журнальной индустрии собравшимся рассказал член правления Международной федерации журнальной прессы, председатель совета директоров ИГ «HFS&ИнтерМедиаГруп» Виктор Шкулев. Он отметил, что число наименований журналов, особенно еженедельных, продолжает расти, и эта тенденция характерна для всего мира, но особенно – для рынков развивающихся стран. Однако цена на журнальную продукцию продолжает оставаться достаточно высокой, и если она не будет снижаться, то может стать барьером в отношениях между издателями и покупателями. Среди проблем журнальной отрасли Виктор Шкулев назвал необходимость удовлетворять интересы читателей, привыкших получать все и сразу; перетекание рекламных средств в Интернет; увеличение стоимости дистрибуции. Об успешных инновациях в издательском бизнесе участникам конференции рассказал вице-президент группы Innovation, издатель серии докладов «Инновации в газетном бизнесе» Хуан Антонио Гинер.
Проблема эффективного привлечения молодой аудитории стоит перед издателями очень остро. По данным TNS Gallup Media, озвученным Дмитрием Колесовым, руководителем отдела регионального развития компании, аудитория 10–20-летних потенциальных потребителей к 2016 году уменьшится вдвое, и именно в соответствии с этим необходимо выстраивать бизнес-кампании. Он нарисовал портрет молодой аудитории, как московской, так и региональной, описав уровень ее образования, пристрастия в покупках, еде, досуге, увлечениях. На основе этих данных можно более эффективно работать с потенциальной аудиторией молодых.
Однако необходимо учесть, что молодость – не возрастной критерий. Это, как отметил в своем докладе Георгий Микаберидзе, директор по маркетинговым исследованиям ИД HFS, определенный взгляд на жизнь. Он выделил две основные группы «молодых» людей – «новаторы» и «индивидуалисты» – и рассказал о стратегии их привлечения, суть которой состоит в использовании стремления этой аудитории к новизне и постоянному общению.
Традиционные способы привлечения молодой аудитории, такие как создание для них специальных тематических вкладок, отдельных приложений и т. д., не приносят результата. Не стоит загонять молодых в «гетто», подчеркнул в своем выступлении Даниэль Фонк, заместитель генерального директора Editpresse-Tagblatt, рассказав на примере люксембурской газеты Tagblatt о бизнес-стратегии по привлечению молодой аудитории на основе отказа от «молодежного гетто».
Самый очевидный и логичный способ привлечения молодежной аудитории – сотрудничество со школами. Проект Всемирной газетной ассоциации (WAN) «Газеты в образовании» представил Эрелин Макмэйн, директор по развитию молодежных аудиторий WAN. Опытом российской региональной газеты (Барнаул) поделился Юрий Пургин, генеральный директор ИД «Алтапресс». Подобное сотрудничество с образовательными организациями не столько приносит ощутимый финансовый доход, сколько формирует устойчивую лояльную аудиторию газеты на перспективу при достаточно небольших затратах. Ну и, конечно, не обошлось без обсуждения новых цифровых технологий, таких как мобильная газета и связь с читателями через мобильные устройства. Опыт южноафриканской газеты представил Крис Дикс, директор Johncom Media Online Newsroom.
На выставке впервые была затронута тема полиграфической отрасли. Обсуждались тенденции развития газетно-журнальной полиграфии, причины кризиса и возможные способы решения проблем. Российский рынок газетной полиграфии был представлен Андреем Хорьковым, коммерческим директором ООО «ИД “Медиа-Пресса”», рынок журнальной – Андреем Сулейковым, первым заместителем генерального директора ПК «Пушкинская площадь».
Иман Берн, ведущий эксперт и бизнес-директор WAN, и Кристиан Оливер, старший консультант группы Innovation, привели примеры эффективной интеграции традиционных и новых медиа. Мнение, что цифровые технологии погубят печатную прессу, глубоко ошибочно, считают они, – необходимо правильно их использовать себе во благо.
Для оперативной работы с использованием мультимедийных технологий необходима реорганизация самих редакций – коллектив необходимо сконцетрировать в одном рабочем пространстве. Дитмар Шантин, директор проекта NewsPlex, представил проект издательского процесса в мире медиаконвергенции, суть которого – в правильном распределении офисного пространства и формировании нового – мультимедийного – мышления у журналистов и редакторов. В ближайшее время Ifra совместно с ГИПП планирует реализовать этот проект в России, попробовав адаптировать его к российской действительности.
Все эти и многие другие доклады (защита авторского права, проблема управленческих кадров в СМИ, необычные форматы рекламы, особенности нового Закона «О рекламе») и обсуждаемые проблемы вызвали интерес у посетителей семинаров, которые активно задавали вопросы и высказывали свои мнения о путях решения различных вопросов медиаиндустрии. Пока российские издатели редко могут похвастаться применением самых передовых технологий и соответствием западным стандартам. Но если выставка-конференция «Издательский бизнес» станет долгосрочным проектом, а для этого есть все основания, то, возможно, когда-нибудь на одной из выставок и отечественные издатели расскажут своим зарубежным коллегам о новинках в отрасли. Во всяком случае, очень хочется на это надеяться.
Елена Балашова
Юлия Володина
Источник: журнал «Курьер печати» №38/2006