Product Placement, cross-promotion, киномерчандайзинг и фильм «Скуби-Ду»: очередной союз искусства и бизнеса
- 21 июня 2002 года 09:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Скуби-Ду – это очень милый и умный пес, в компьютерном варианте перекочевавший из одноименного мультфильма в полнометражный художественный фильм «Скуби Ду» (Scooby-Doo) производства Warner Brothers. Виртуальный персонаж окружен популярными актерами, среди которых – идол подростков (и российских тоже) Сара Мишель Геллар, Мэтью Лиллард, Роуэн Эткинсон («Мистер Бин»). Комедия для семейного просмотра собрала в первые три дня $56,4 млн. Это является рекордом для июня за всю историю североамериканского проката. Стоимость производства фильма составила $90 млн.
Картина превосходит своих знаменитых предшественников – «Кто поставил кролика Роджера», «История игрушек», «Шрек» и «Корпорация монстров» - не только по уровню компьютерной графики, но и по количеству брендов, которые окружили его со всех сторон.
Известные фирмы AutoVision, Heinz (картофельные продукты Ore-Ida), Six Flags (парк развлечений), Minute Maid (серия прохладительных напитков), Dairy Queen (кондитерские изделия), Dreyer's Cone Factory (мороженое Dreyer's), Kraft Food (бренд Lunchables), Valpak Direct Marketing Systems (специальные купоны с правом на скидку при покупке различных товаров и услуг) организовали мощную кампанию по перекрестному продвижению и киномерчандайзингу (продаже товаров с символикой фильма). Организованы игры, конкурсы, призами которых являются билеты в кинотеатры на фильм «Скуби-Ду», DVD-проигрыватели, сувенирная продукция, путешествие в парк развлечений и многое другое.
Не обошлось и без Рroduct Рlacement. Когда «Скуби-Ду» доберется до наших экранов, российские зрители наверняка заметят в кадрах фильма два популярных напитка: Diet Coke и Sprite. Излишне говорить, что раз премьера фильма состоялась 14 июня (т.е. в начале летнего сезона продаж), появление данных напитков в кадре фильма, целевая аудитория которого – подростки и молодежь, не назовешь случайным. Нет смысла разбираться во взаимоотношениях двух указанных брендов: даже если они принадлежат разным производителям (разбирать подобные тонкости оставим самим владельцам брендов), ради повышения летних продаж можно потесниться, тем более что рекламную кампанию (или перекрестное продвижение «фильм-продукт») можно заранее поделить на регионы влияния.
Интересно и другое. В «Скуби-Ду» вы не встретите подростков, при каждом удобном случае употребляющих дорогую воду Perrier или разъезжающих на супердорогих моделях автомобилей. Такие продукты – для более серьезной аудитории, которая уже выходит из рамок бездумных потребителей поп-корна и начинает задумываться о своем месте в жизни, интересоваться проблемами взаимоотношения полов и начинает брать пример с более взрослых киногероев – Джеймса Бонда (кто бы его ни играл), Майкла Дугласа или Шарон Стоун. Те, в свою очередь, через нашумевшие в свое время фильмы «Завтра не умрет никогда» или «Основной инстинкт» подсказывают, что солидные люди имеют привычку пить виски «Джэк Дэниэлс» или «встряхивать, но не смешивать» Martini с водкой Smirnoff, курить сигареты, а также ездить на престижном автомобиле. Этот эффект скажется не сегодня и не завтра, и даже не через 3 месяца (хотя и это может случиться). Рroduct Рlacement, в отличие от cross-promotion и киномерчандайзинга, рассчитан на более длительный эффект. Так что если ваш будущий ребенок (о котором вы еще даже не задумались) где-нибудь в 2010 году после просмотра старенького фильма «Скуби-Ду» на DVD в ставшем обыденным явлением домашнем кинотеатре попросит вас купить «Спрайт» – не удивляйтесь. Если в 2015 году он начнет всерьез интересоваться престижными машинами – тем более.
Вряд ли может случиться, что в России завтра, как по мановению волшебной палочки, начнется бум Рroduct Рlacement, кросс-промоушена «бренд-фильм/сериал» и киномерчандайзинга, а уже через год появится фильм уровня «Скуби-Ду» с бюджетом в 90 миллионов долларов, снятый на студии детско-юношеских фильмов им. Горького, где Чебурашка с крокодилом Геной и в союзе с Покемоном уничтожают мировой очаг зла.
Но у нас, в России, киноиндустрией пока интересуются единицы. Несмотря на то, что научно-фантастические фильмы, подобные «Отрокам во Вселенной» или «Через тернии к звездам», до сих пор известны мировым специалистам в кино, а на сериале «Гостья из будущего» воспитано несколько поколений. Даже мультфильмы «Бременские музыканты – 3» и «Незнайка на Луне», созданные совсем недавно, практически не привлекли внимания рекламодателей.
Может быть, наши киношники в последних случаях были не слишком опытны и не слишком настойчивы. Может, дело в другом: рекламодатели и владельцы прав на данных персонажей просто не договорились в цене.
Американская практика кинопремьер за последние годы говорит об одном: если есть желание и взаимный интерес, если нет
непримиримых противоречий между бизнесменом и человеком от искусства – всегда можно договориться.