ФАС займется брэндами
- 4 сентября 2006 года 05:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет штрафовать компании за незаконное использование товарных знаков. Штраф по предложению руководителя ФАС Игоря Артемьева должен составить 1% годовой выручки нарушителя. Пострадавшие от использования своих товарных знаков компании не смущает, что эти деньги получит государство. Ведь для них главное — не заработать, а нейтрализовать конкурента. Впрочем, некоторых нарушителей и такие штрафы не испугают.
В июле был принят новый закон о защите конкуренции, благодаря которому значительно расширился круг компаний, подпадающих под действие антимонопольного законодательства. Но чиновники ФАС неоднократно заявляли, что толку от него не будет без поправок в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), устанавливающих большие штрафы за такие нарушения. Против них резко выступал бизнес, и законопроект прошел не один круг межведомственных согласований. Но в конце июля правительство внесло поправки в Госдуму. По этим поправкам за злоупотребление доминирующим положением компания заплатит 0,5-2% годовой выручки, за заключение картельного соглашения или согласованные действия — 1-4%, за недобросовестную конкуренцию — от 100 000 до 500 000 руб.
Оказалось, что ФАС не собирается останавливаться на достигнутом. Как заявил “Ведомостям” Игорь Артемьев, ко второму чтению поправок в КоАП служба подготовит предложения о введении штрафа за нарушения, связанные с товарными знаками. Его размер пока обсуждается. “Думаю, мы можем предложить штраф в размере 1% от оборота”, — полагает Артемьев. Это справедливое наказание, ведь пострадавшая компания лишается части бизнеса, считает Артемьев. Сейчас штраф за незаконное использование товарного знака составляет от 30 000 до 40 000 руб. Как поясняет чиновник ФАС, поправки будут касаться форм проявления недобросовестной конкуренции, а товарные знаки — одна из них.
ФАС лезет не в свое дело, считает директор юрфирмы “Усков и партнеры” Вадим Усков. Закон о товарных знаках предусматривает взыскание в пользу потерпевшего от 100 000 до 5 млн руб. Это компенсация, которую может получить пострадавшая компания по решению арбитражного суда, отмечает он. “Она более чем адекватна и корректна”, — считает юрист. А штраф в КоАПе — это вспомогательная мера, ведь его получает государство. “Компании, бренд которой незаконно использовали, ни жарко ни холодно от того, что государство получит чей-то процент от оборота”, — убежден Усков. В спорах о товарных знаках гораздо важнее не заработать денег, а лишить их конкурента, не согласен Александр Осокин, адвокат компании Mortier Сatering, которая сейчас судится с холдингом “Гурман”. Та, как считает бельгийский производитель паштетов, присвоила себе права на товарные знаки Mortier и Mortier Catering. “При таких штрафах компания много раз подумает, прежде чем посягать на чужие бренды”, — уверен Осокин. Ведь если ФАС докажет ее вину, она не только понесет репутационные риски, но и лишится денег на развитие.
Компании согласны, что деньги от тех, кто использует чужие товарные знаки, должны получать и пострадавшие, и государство. “Административное давление — единственный эффективный способ воздействия”, — считает замгендиректора Ассоциации европейского бизнеса в России Алексей Назарчук. Но это должно сочетаться с эффективной правоприменительной практикой: дела, инициированные ФАС, сейчас длятся годами. Именно поэтому процент от оборота — это “хорошее наказание”, но штраф должен составлять не 1%, а 5-10%, иначе усилия и годы судов не окупятся, считает председатель совета директоров “Гурмана” Руслан Пашков. Он судится с московскими мясокомбинатами за незаконное использование товарного знака “Гурман”.
Чаще всего с незаконным использованием бренда сталкиваются компании, работающие на потребительском рынке, отмечает руководитель Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин. По мнению аналитика “Ренессанс Капитала” Натальи Загвоздиной, один раз в жизни штраф в размере 1% от оборота “никого не убьет” — рентабельность в зависимости от отрасли составляет 5-20%. Тем более что чиновники будут взимать 1% от оборота по бухгалтерской отчетности, а белые компании если и используют чужой бренд, то только ненамеренно, добавляет юрист Сергей Зуйков, участвовавший в спорах о правах на известные марки, например Starbucks и Akai. А у тех, кто на этом строит свой бизнес, нулевой баланс, так что и “1% от выручки — это ноль”, добавляет он. Сейчас нередко случается так, что суд признает вину и взыскивает штраф, но компания ничего не платит, потому что счета ее пусты, заключает Зуйков.
Александра Петрачкова
Дмитрий Симаков