Event-индустрия в России и в мире глазами американского гуру
- 1 сентября 2006 года 06:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Заказчик мероприятия, если он действительно заинтересован в его успехе и эффективности, должен участвовать в нем ничуть не меньше исполнителя, чтобы праздник получился действительно его, его фирмы, его семьи. Под мероприятиями в данном случае подразумеваются отнюдь не только праздники - дни рождения фирмы и сотрудников, традиционные календарные пиршества и находящиеся в стадии становления традиции Вашей компании, но и любое предприятие фирмы, будь то в сфере маркетинга, стратегии, PR, которое можно назвать СОБЫТИЕМ. Надеемся, что рекомендации известного американского специалиста Джо Голдблата по организации мероприятий будут полезны всем тем, кто так или иначе соприкасается с этой сферой, - и заказчикам, и исполнителям мероприятий.
- Какие услуги event-компаний сейчас наиболее востребованы на Западе?
ГОЛДБЛАТ: Планирование, координация действий, а также креатив, то есть создание проекта мероприятия, маркетинг, промоушн, исследования и оценка. Но западные специалисты по организации, как правило, нанимаются для планирования и координации.
- Специалисты event-компаний в России говорят, что придумать что-то новое очень cложно. Это как семь нот в музыке. Вы согласны с этими утверждениями?
ГОЛДБЛАТ: Конечно. Однако всякая бизнес-задача требует своего отдельного дизайнового решения. Все зависит от того, в каком порядке вы расположите эти самые семь нот, от громкости звучания этих нот, а также от ритма и от эмоций, которые вы будете вкладывать в исполнение музыки. Например, прошлым вечером я смотрел оперу "Евгений Онегин" в Большом театре. Я эту оперу видел раз 12, наверное. Но я считаю, что вчера я ее видел впервые. Это был полностью новый опыт для меня, судя по тому, как сыграли эти ноты, как по-новому они их играли.
- По вашему мнению, в какой стадии сейчас находится отрасль special events в России?
ГОЛДБЛАТ: На каком этапе развития находится Россия в этом отношении, я не слишком осведомлен. Однако могу сделать несколько общих комментариев на основе своих знаний российского рынка в целом. На мой взгляд, рынок в России находится в состоянии некоторой растерянности. И это, естественно, нормально, при переходном периоде от авторитарной экономики к свободной рыночной экономике. По сути дела, события — это как раз то, что может позволить вам сгладить этот переходный период, поскольку требуется обязательно организация, систематизация, и все основывается на результатах.
Поэтому мой прогноз состоит в том, что эта индустрия, эта отрасль будет очень динамично развиваться в России. Конечно, есть еще этот элемент неопределенности и растерянности, но в душе русские люди знают, что для того, чтобы занять лидерские позиции в экономике в мире, необходимо поменять некоторые стереотипы прошлого, отказаться от них.
- Существуют ли в Соединенных Штатах профессиональные объединения в event-сфере и какова их роль?
ГОЛДБЛАТ: Все такие ассоциации — вещь достаточно распространенная в Америке. Алексис Токвилль, когда приехал в США из Франции, сказал: «Это просто какая-то страна объединений. У всех какие-то свои объединения и ассоциации». В США базируется целый ряд международных ассоциаций. И сейчас я перечислю некоторые из них. Международное общество особых событий, я был отцом-основателем двадцать лет назад этой ассоциации. Сейчас у них уже четыре тысячи членов в сорока странах по всему миру. Другая организация называется Meeting professionals international, то есть профессионалы в области организации встреч. Эта организация занимается планированием именно встреч. Это люди, которые, допустим, организуют конференцию, подобную этой. Есть и несколько более мелких организаций, но это самые крупные.
- Скажите, пожалуйста, каковы критерии успешного мероприятия?
ГОЛДБЛАТ: Я считаю, что одно из важнейших условий, позволяющих осуществить успешное мероприятие, состоит в том, чтобы лидер события должен быть как можно ближе к тому человеку, который руководит, во-первых, бюджетом, во-вторых, содержанием события. Иногда это два разных человека. Но, так или иначе человек, руководящий мероприятием, должен быть близок к ним, и по возможности на одном с ними уровне. Это будет способствовать тому, что окончательные решения по бюджету будут согласовываться с лидером, и также все, что касается маркетинга, также будет согласовываться. Несколько лет тому назад я проводил мероприятие, сюжет которого строился на основе фильма "Унесенные ветром". И за день до этого события генеральный менеджер позвонил и сказал: «У меня такая идея замечательная: я хочу, чтобы Рет Батлер был черным, вот будет здорово». Можете себе представить? У меня, естественно, мозги закипели сразу. Пообщавшись с этим генеральным менеджером, я понял, что он таким образом просто хочет эпатировать публику. К счастью для меня, я находился на том же уровне что и тот, кто спонсировал событие. И поэтому я обратился к директору-спонсору и сказал: это плохая мысль. Я объяснил, почему. И, естественно, глава этой спонсорской ассоциации позвонил генеральному менеджеру и сказал, что ничего такого не будет. Всегда нужно проверять даже самые смелые, креативные идеи, и особенно их, на соответствие здравому смыслу.
У большинства профессиональных организаторов мероприятий есть степень в бизнес-администрировании. Так что необходимы навыки бизнеса, ведения бизнеса — это маркетинг, это финансы, HR, управление рисками, и, как вы видите, я не упомянул креативность. Возможно, происходит это из того, что все те, кто занимается организацией мероприятий — креативны. Но некоторые из них совсем не креативны, они базируются на логике, на чистой сухой логике. Поэтому они нанимают креативные организации, которые поставляют им идеи. Так что я бы сказал, три критерия основных, это организационные способности, лидерские качества и способность принимать этически взвешенные решения.
- Скажите, пожалуйста, в вашей практике были неудачные проекты?
ГОЛДБЛАТ: Конечно, на них мы и учимся.
- Почему они были неуспешными?
ГОЛДБЛАТ: Прежде всего потому, что мы переоценили свои возможности. Например, у вас есть в России такие мероприятия, когда шарики с потолка падают? Я однажды нанял производителя шариков, он был очень креативным, он сказал: «Я вам найду новый способ спуска этих шариков». Он нашел-таки этот новый способ. Только жалко, что шарики не падали. Так что пришлось давать швабры, представляете? Все участники бегали по комнате со швабрами и пытались сбить эти шарики. Так что мы научились тому, что если вы хотите попробовать что-то новое, надо сначала провести репетицию.
- Скажите, пожалуйста, как вам кажется, какие основные типичные ошибки допускают те, кто организуют мероприятия?
ГОЛДБЛАТ: Финансовые ошибки. Недостаточно бюджета, плохо проведенное планирование, затем по значимости идут ошибки в коммуникации: не получилось донести до всех заинтересованных лиц видение мероприятия, и они недостаточно хорошо общались со всеми участниками мероприятия. И, конечно, умение работать в сжатые сроки, то есть время заканчивается всегда гораздо раньше, все приходится делать в последний момент.
- Вы немного покритиковали организаторов олимпиады в Атланте, что бы Вы сделали по-другому?
ГОЛДБЛАТ: Критика состояла только в том, как они организовали спонсорство. На самом деле, что касается работы с такой угрозой как терроризм, я могу только поаплодировать им. Помните, там был взрыв, и тем не менее все мероприятие продолжилось. Я бы на их месте ограничил количество спонсоров, и частоту появления информации спонсоров. Слишком все коммерционализировано было.
- Вы бы увеличили стоимость спонсорских пакетов для тех, кто в этом участвовал?
ГОЛДБЛАТ: От рынка зависит, от того, сколько рынок готов дать. Но можно было бы снизить бюджет игр, чтобы не надо было зарабатывать такой дорогостоящий пакет спонсорский.
- Вы организовывали очень разные мероприятия, от инаугурации президента до открытия Таджмахала. Насколько для event-компании важна специализация?
ГОЛДБЛАТ: Такая узкая специализация может помочь, но она не абсолютно необходима. Причина вот в чем: управление событиями так же, как медицина — это наука. Сначала, как в медицине, вы должны получить образование. Сначала вы должны стать терапевтом, а потом вы должны углубиться в какую-то специализацию, в какой-то определенной области. Так вот, события — это как общая медицина, и сначала нужно освоить их, сначала надо освоить общую медицину.
По материалам журнала «Корпоративная культура»