Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Блоги и СМИ: новые роли

Развитие Интернета кардинально изменило ситуацию на информационном рынке, это общеизвестный факт. Но дело не только в том, что информация стала в большей степени доступна, самое главное, что пассивный потребитель теперь превратился в соучастника информационного процесса.

Действительно, теперь многие предпочитают узнавать новости не из «традиционных» СМИ, а из блогов или из интернет-форумов. Каковы преимущества? Во-первых, авторы блогов могут быть более честными, они не зависят от хозяев каких-либо изданий, требующих проводить определенную политику, высказывать определенную точку зрения. Во-вторых, этот способ передачи информации доступен практически всем. В-третьих, читатель может сам выбирать, что ему читать или смотреть, никто не может навязать ему те или иные взгляды на происходящее.

Во-первых, они обращают внимание на слово «массовый», то есть ставят во главу угла численность аудитории. То есть блог не может стать СМИ, так как количество читателей заведомо меньше, чем у «традиционных» СМИ.

Во-вторых, аргументом служит то, что СМИ – не просто источник распространения информации, а социальный институт, включающий в себя понятия гражданской ответственности, соблюдения норм и законов.

В-третьих, блог не может считаться СМИ, так как его автору не хватает профессионализма в освещении событий. И в-четвертых, блог не может считаться СМИ потому, что он не охватывает всю информационную картину мира.

Что касается первого, то нужно отметить, что некоторые блоги уже имеют большую аудиторию, чем некоторые же газеты. К тому же аудитория блогов – целевая, в этом они безусловно выигрывают. Иными словами, отказавшись от навязывания информации, блоггер находит своего читателя.

Вопрос об ответственности тоже остается открытым. «Скандал, разразившийся в пространствах Интернета после публикации подправленных в графическом редакторе снимков бомбардировок Ливана не обошел никого». Так или примерно так звучал бы заголовок передовицы какой-либо газеты в «доблоговскую» эпоху. Теперь же дело обстоит совершенно иначе. Скандал не обошел тех, кому он был интересен.

Разоблачать недобросовестного фотографа и легковерных редакторов стали именно блоггеры. То есть они как раз и оказались более ответственными.

Кроме того, информация от блоггеров из того же Ливана и Израиля была бы более ценной, чем рассказы профессиональных, а стало быть, ангажированных журналистов. Но не в ангажированности дело. Понятно, что ливанские блоггеры будут говорить свою правду, а израильские – свою. Главное, что информацию читатель будет получать из первых рук.

Как отметил Антон Носик, выступая на фестивале «Интернить», «Блоггеры существуют в любой стране, в любом социальном слое. Получать информацию от блоггера равносильно тому, что вы сами находитесь в эпицентре событий. Произошло какое-то событие, пришли 500 человек, половина из них имеет телефоны с камерой, делают снимки и выкладывают их в фотоблогах или на домашних страницах… Полифония голосов, поступающих с любой точки, составляет реальную альтернативу новостному вещанию из этого места».

Таким образом, профессионализм становится не преимуществом, а наоборот, недостатком традиционных СМИ. «Посторонний» корреспондент должен сначала войти в тему и только потом начать освещать какое-либо событие.

Простым оказывается и ответ на вопрос об охвате всей информационной картины мира. Ни один блоггер к этому не стремится, система распространения информации приобретает сетевой характер. Каждый пишет о чем-то своем, дело читателя – поиск и выбор источника. Более того, охватить все новости не могут и традиционные СМИ, поскольку они подчиняются интересам большинства своей аудитории.

Сетевая структура проявила себя не только в деле распространения новостей, но и в поиске справочных материалов. Википедия, свободная энциклопедия, в которой каждый может создавать новые и редактировать старые статьи, стала самым популярным справочником во всем пространстве Интернета. Количество статей в русском разделе Википедии недавно превысило отметку в 100 тысяч, то есть этот ресурс стал более полным, нежели энциклопедия «Британника» или БСЭ. Конечно, качество этих статей далеко не всегда соответствует той же «Британнике», но активная роль читателя, получившего возможность вносить свои исправления в энциклопедические статьи, ответственность, взятая на себя читателем, компенсирует эти недостатки.

Читатель, потребитель становится полноправным участником процесса распространения информации.

В результате мы получим не то чтобы замену СМИ блогами, но подчинение одного другому. Либо блоги станут дополнением к СМИ, станут осуществлять контроль над ними, либо СМИ станут дополнением к блогам, и их функция сведется лишь к обработке информации из первоисточников.

Дмитрий Бирюков


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте