Продайте воздух
- 28 августа 2006 года 06:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
В арсенале дизайнера имеется такое разнообразие красок, выразительных средств, шрифтов, вариантов насыщенности фактуры… Почему же профессионалы говорят, что современный полиграфический дизайн — календари, буклеты, готовые отчеты — прежде всего состоит в умении грамотно управлять пустым пространством? Вам кажется, что ленивые дизайнеры пытаются продать вам пустоту? Возможно, бывает и так. Но скорее вы просто отстали от жизни.
Нелюбовь к “воздуху” в полиграфическом дизайне досталась нам от советской культуры. В ту эпоху художники стремились рачительно использовать каждый сантиметр выделенного им пространства. Советские образцы часто перенасыщались изображениями, несли изобилие информации, причем нередко — в виде надписей большого размера.
Но современный представитель среднего класса уже устал от такой плотности. Мы и так заперты в городе, много времени проводим в маленьких квартирах, тесных офисах, кабинах лифтов. Вырываясь наружу, тут же оказываемся в тесноте автомобиля и дорожной пробки. Даже в самолете нам не хватает места. Так пространственная свобода становится одной из самых востребованных эмоций, мы хотим ее покупать и готовы за нее переплачивать. Именно поэтому нам нравится реклама, которая рождает ощущение пространства, гармонии и свободы.
В эпоху высотных зданий и тесной городской застройки одной из самых дефицитных вещей становится линия горизонта. А основная возможность передать ее на бумаге как раз и состоит в том, чтобы использовать “воздух” (то есть незаполненное пространство).
Конечно, этот желанный воздух свободы может превратиться в никчемную неинтересную пустоту, если не соблюдать основные правила.
Графическая дыра образуется тогда, когда воздух на странице отсечен от другого пространства. Ощущения свободы в этом случае не возникает. Воздух и информация должны плавно перетекать друг в друга, сочетаться как элементы дизайна. А мы часто видим в рекламе отсеченные друг от друга текст и картинки. Это приводит к тому, что мы видим два рекламных объявления, никак между собой не связанных.
Пустое пространство в архитектуре естественно, когда понятно, зачем оно возникло. Например, из него открывается прекрасный вид. Или — из-за этого пространства в помещении светло. Так же и в рекламе: если пустое пространство помогает обратить внимание на суть сообщения — оно эффективно.
В дизайне сейчас царствует принцип внятности основной мысли, легко читаемого образа. Добиться этих качеств помогает упрощение визуального ряда, облегчение композиции, и здесь тоже воздух приходит нам на помощь.
Работники и клиенты крупных корпораций, запертые в офисных коробках, ищут пространства для взгляда. Поэтому идея прозрачности, наслоения плоскостей, воздушной перспективы торжествует. Вы можете вспомнить массу современных логотипов и рекламы корпораций, где эстетика прозрачных слоев активно используется. Острые углы стен мешают свободному безопасному передвижению и останавливают естественное течение воздушных потоков. Следуя внутреннему желанию человека избежать этих враждебных условий, современный визуальный язык активно использует мягкие формы и скругленные углы.
Беспрепятственное перетекание воздуха позволяет читать слова на одном дыхании, как иероглиф, а не набор букв. Этого можно добиться с помощью открытых шрифтов, в которых пространство между буквами максимально открыто. К примеру, С, Г, Т лишаются засечек и загогулин и не замыкают воздух внутри себя. Это необходимо, чтобы взгляд зрителя легко и комфортно воспринял сообщение, заложенное в композицию.
Да, продуманная композиция — это воздух. Но он должен быть правильно организован.
Леонид Фейгин
Дмитрий Пёрышков
совладельцы и арт-директоры студии “Директ Дизайн”