Блоги против СМИ: записки варвара
- 18 августа 2006 года 06:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Они предъявили ряду ведущих газет и информагентств (в их числе Reuters, Associated Press, New York Times) обвинения в подтасовке — и в нескольких случаях добились чистосердечного признания вины, удаления скомпрометированных материалов, отстранения виновных сотрудников, массовой чистки архивов и фотобаз агентств.
Зачем они это сделали?
Мотивы были самые разные. У одних — просто хобби такое, независимо ни от какой войны: собирать ляпы печатных изданий, причем любых.
Другие — американские неоконсерваторы, британские евроскептики и прочие правые силы — занялись этим делом в рамках давней полемики с левацкой прессой, которую они много и охотно уличают в тенденциозной подаче новостей по самым разным поводам.
Третьи — израильтяне и евреи — ввязались в борьбу от ощущения, что слишком уж как-то настойчиво различные СМИ, от ВГТРК до Reuters, дают в эфир материалы пресс-службы Хизбаллы, выдавая их за собственную проверенную информацию о зверствах сионистского агрессора.
Наконец, самая многочисленная группа — назовем их «ретрансляторы» — поддержала это международное усилие безо всякой задней мысли, просто по статье «приколы», сочтя нарытую тремя другими командами доказательную базу отличным развлекательным чтением для аудитории собственных блогов.
С такой оценкой согласились и ведущие СМИ. Особенно те, которые сами не были уличены в фальсификации ливанских репортажей, но при этом являлись клиентами разоблаченных агентств.
В результате история про безвестных (и почти безымянных) энтузиастов, поймавших за руку Reuters, Associated Press, New York Times, сумевших припереть к стенке медийных гигантов и принудить их к опровержению, стала модной темой для газетных статей и телерепортажей, опять-таки от Москвы до Атланты, штат Джорджия. Пресса ведь любит сюжет, проигнорированный в типологии Борхеса: про маленького, ничем не примечательного шкета, который с совершенно непонятных фуёв завалил вдруг известного своей мощью и наглостью великана точным попаданием в лоб из рогатки.
Война блогов и СМИ
Существуют такие системы отсчета, относительно которых отношения между блогосферой и традиционными масс-медиа можно описать как войну. Традиционные СМИ в этой войне — цивилизация: они стары, богаты, сложно устроены, обладают затейливой иерархией и внутренней структурой, действуют по своим каким-то четко прописанным законам и кодексам, и на них, как на некую Римскую империю, с уважением (подчас недобрым) смотрит окружающий мир.
А блогосфера — это самые что ни на есть варвары. Они молоды, бедны, безвестны, для них нет ничего святого, у них нет ни иерархии, ни чинов, ни субординации, ни писанных правил, ни даже целей каких-нибудь сформулированных. Это огромная орда, которая, с каждым днем прибавляя в численности, надвигается со всех сторон на ту информационную поляну, которую традиционные СМИ считали своей наследственной и эксклюзивной вотчиной. Когда-то совсем недавно блоггерская орда насчитывала сотни писателей и тысячи читателей. Сегодня миллионы ведут собственные блоги, а число читателей их сочинений перевалило за сотню миллионов (уже год назад, согласно одному из исследований, 39% американских пользователей — 57 миллионов взрослых — обращались к блогам за информацией; еще 12 миллионов взрослых американцев ведут собственный блог). В силу ограниченности ресурсов внимания отдельного человека (а борьба между традиционными СМИ и блогосферой ведется пока именно за читательское внимание) потребление блогов на душу населения в развитых странах неизбежно сопровождается снижением потребления продукции традиционных СМИ (в первую очередь — их сайтов).
Блоги живей, оперативней, динамичней. В них нет ни цензуры, ни самоцензуры, ни набившей оскомину политкорректности, ни тех задержек публикации, которые неизменно присущи редакционному издательскому циклу «стрингер — репортер — редактор — выпускающий — сетка вещания». Когда один и тот же стрингер скидывает одну и ту же новость себе в блог и в то СМИ, на которое он трудится, то задержка публикации между первым и вторым источником — от получаса (в случае новостной радиостанции) до часов и дней (в случае бумажного издания).
Последний рубеж обороны
Покуда блоггеры берут числом, традиционные СМИ побеждают умением. И исследование GlobeScan, проведенное в 10 странах по заказу Reuters и BBC в начале года, очень наглядно описывает это преимущество. Телевидению, согласно данным этого исследования, доверяют 82% публики, газетам — 75%, радиостанциям — 67%, спутниковым каналам — 56%, а блогам — всего 25%. И не зря: по разным исследованиям, весьма незначительное число самих блоггеров рассматривают свои тексты как профессиональную журналистику (в процитированном выше Pew Internet & American Life журналистским считали свое занятие 34% американских блоггеров, а 65% не ощущали никакой своей причастности ко второй древнейшей; лишь 56% сказали, что практикуют проверку проверяемых фактов, и лишь 57% сказали, что имеют обыкновение ссылаться на какие бы то ни было источники при пересказе чужих сведений). Доверие публики, стало быть — та последняя высокая стена, окруженная рвом, которая призвана защитить Первый Рим от полчищ варваров, а Второй — от войск Мехмета II Завоевателя. И некоторые представители традиционных СМИ склонны переоценивать высоту стены и глубину рва. Как и многие жители Рима, второго и первого, находили до последнего дня причины сомневаться в возможности победы варваров. Не различив за шумом своих успокоительных речей скрипа той самой Керкопорты, через которую янычары уже потихоньку начали просачиваться в город. Нынешнее торжество блоггеров над фальсификаторами из AP, Reuters, New York Times — как раз и есть тот самый скрип, становящийся с каждым днем слышнее.
Вкус победы
Happy end всякой эпопеи на учтённый Борхесом сюжет об осаде города состоит в одном и том же: после вступления варваров в древнюю столицу и приличествующей случаю резни (которая в нашей истории уже началась, и выражается в сокращении тиражей, доходов, штатов традиционных бумажных СМИ, а также их доли в общем пироге рекламы и внимания), выясняется вдруг, что победители, в сущности, всю жизнь мечтали крутить швейную машину Зингера, просто раньше эта роскошь доступна была лишь их ныне побежденным соперникам. От Рима до Нанкина тысячелетиями всюду повторялся один и тот же сюжет: варвары становились не только административными, но и культурно-интеллектуальными преемниками разрушенной ими великой цивилизации. Та ж судьба ждет и блоггеров, победивших традиционную медиасферу: они воспримут образ и подобие тех, чье место заняли. Обогатив, поелику возможно, чужие богатые традиции собственными наработками (к которым относится, в частности, столь чуждый традиционным СМИ интерактив, привычка оглядываться на читателя, взаимодействовать с ним, и брать его в соавторы).
В результате, как это часто происходило в истории царств Древнего Китая, побежденные поглотят победителей, сами того не заметив.
Антон Носик