Аптечные сети: предпочтения жителей столицы
- 16 августа 2006 года 07:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
По репрезентативной выборке было опрошено 1028 жителей столицы старше 18 лет. Статистическая погрешность не превышает ±3%.
Прежде всего, результаты опроса позволили составить рейтинг известности московских аптечных сетей.
Респондентам был задан вопрос: Какие из перечисленных аптечных сетей Вам известны хотя бы по названию? (%)
Ответы на него распределились следующим образом (возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма не равна 100%):
Итак, 36,6 занимает первое место в рейтинге популярности, оставив далеко позади своих конкурентов - она известна 72% москвичей. Далее со значительным отрывом следует сеть аптек Старый лекарь, которую вспомнили 44% опрошенных (доля женщин здесь значительно превышает долю мужчин – 50% против 37% соответственно). Третье место делят между собой Чудо-доктор и Ригла - их знает каждый пятый опрошенный (20%). Сети О3 (О Три), Столичные аптеки, Аптека 03 (Ноль три) известны от 14% до 18% москвичей.
Жители столицы в возрасте до 34 лет показали большую осведомленность относительно перечисленных аптек, нежели респонденты средневозрастной и старшей возрастной группы. Аптеки 36,6 и Старый лекарь чаще называли люди с высшим образованием.
У старшей возрастной группы наблюдается самая высокая осведомленность относительно несетевых аптек (32%) и их посещаемость (26%), что может быть связано с возможностью получения бесплатных лекарств в государственных аптеках. Кроме того, несетевые аптеки чаще называет низкодоходная часть населения столицы.
В рамках исследования респондентам также было предложено назвать аптеки, в которых они чаще всего совершают покупки и которые они посещали с целью покупки товаров за последние 3 месяца.
В какой из этих аптечных сетей Вы совершаете покупки чаще всего/совершали покупки за последние 3 месяца? (%)
Ответы на него распределились следующим образом:
Каждый четвертый житель Москвы (25%) чаще всего посещает сеть аптек 36,6, причем, чем моложе респондент, тем активнее он совершает здесь покупки. Каждый третий опрошенный высказал мнение, что эту сеть от других отличает широкий ассортимент товаров и профессионализм сотрудников, каждый четвертый – качество предлагаемой продукции.
Стоит отметить тот факт, что среди москвичей, покупавших лекарственные препараты в этой аптечной сети за последние 3 месяца (а таких среди жителей столицы 33%), две трети (64%) являются постоянными посетителями сети. Интересен также тот факт, что, несмотря на активное посещение жителями столицы аптек 36,6, каждый четвертый москвич (24%) считает, что эта сеть отличается высокой стоимостью продукции.
Каждый пятый опрошенный (21%) не смог назвать какую-либо конкретную аптеку/сеть из предложенного списка, которую он посещает чаще всего. Доля иных сетевых аптек, посещаемых москвичами чаще всего, составляет 17%.
Среди жителей Москвы наблюдается достаточно низкая замеченность рекламной информации, касающейся аптечных сетей. Так, почти половина (46%) опрошенных отметила, что не видела за последние 3 месяца рекламы сетевых аптек. Причем с возрастом эта доля заметно увеличивается: в возрастной группе 18-24 года на рекламу аптечных сетей не обратили внимание/не видели 35% респондентов, среди москвичей старше 60 лет таковых было выявлено 58%. Каждый пятый москвич затруднился ответить на вопрос о замеченности рекламы аптечных сетей. Каждый четвертый опрошенный (25%) видел рекламу сети аптек 36,6. И чем моложе респонденты, тем выше среди них доля видевших рекламу этой сети.
Говоря о факторах, влияющих на выбор аптеки, респонденты назвали следующие критерии:
Возможно несколько вариантов ответа.
Согласно результатам исследования, удобство месторасположения аптеки является наиболее значимым фактором для более, чем половины (55%) москвичей. Качество товара и уровень цен являются не менее важными характеристиками – их важность отмечают чуть менее половины жителей Москвы (46% и 43%, соответственно). Причем, возрастных различий по этим трем факторам не наблюдается.
Треть респондентов также указали на такие факторы как: широкий ассортимент лекарственных препаратов (35%), наличие устраивающих по всем параметрам товаров (34%), профессионализм продавцов (31%). Для каждого пятого опрошенного важным фактором при выборе аптеки является удобство расположения товаров на полках (20%) и предыдущий опыт покупки препаратов в той или иной аптеке (18%).
Опрос показал, что женщины более критично подходят выбору аптеки и обращают внимание на большее количество факторов, нежели мужчины. Москвичи, чаще посещающие несетевые аптеки, на ступеньку выше ставят такие характеристики, как стоимость препаратов и предыдущий опыт покупки, чем респонденты, предпочитающие сетевые аптеки. Этот факт объясняется значительным количеством респондентов старше 60 лет, входящих в группу пользователей несетевыми аптеками, которых отличает консерватизм и необходимость жесткого планирования бюджета.
Широкий ассортимент препаратов, удобство расположения товара на полках, наличие дисконтных карт, рекламная информация – на эти характеристики более пристальное внимание обращает молодежь 18-24 лет, нежели представители других возрастных групп. А для респондентов старше 60 лет эти факторы вообще являются наименее значимыми.
Большинство москвичей не смогло выявить отличительные особенности тех или иных сетевых аптек за исключением сети 36,6. Вероятно, это можно объяснить пока невысокой частотой посещения большинства сетевых аптек.