Корпоративный сайт «Лукойл» признан лучшим в России
- 31 июля 2006 года 07:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Однако российские сайты уступают европейским по степени раскрытия финансовой и корпоративной информации на английском языке.
Результаты рейтинга Russian Top26, проведенного в 2006 году фирмой H&H Webranking, показали, что сайты российских компаний «Лукойл», «Новолипецкий металлургический комбинат» и «Аэрофлот» наиболее полно отвечают требованиям к предоставлению информации на международных финансовых рынках.
Рейтинг H&H Webranking проводится ежегодно в течение девяти лет подряд шведской консалтинговой фирмой Hallvarsson & Halvarsson совместно с компанией «Financial Dynamics» и газетой «Financial Times» и является наиболее полным обзором корпоративных средств интерактивной коммуникации в Европе.
Первое место в российском рейтинге занимает компания «Лукойл», набравшая 51 балл из 95,5 возможных. Средний балл 26 российских компаний, участвовавших в рейтинге, составил 30,58, что намного ниже среднего показателя, 51,6 баллов, который был зарегистрирован среди 150 ведущих европейских компаний, принимавших участие в рейтинге Financial Times Webranking. Голландская почтовая и логистическая компания «TNT» заняла первое место в европейском рейтинге, набрав 83,75 баллов. Российские сайты отстают даже от признанных самыми слабыми Швейцарии и Австрии (56 и 39,7 баллов соответственно). Мы считаем, что в данном контексте приемлемым может считаться минимальный показатель в 50 баллов, хотя лишь одна российская компания сумела достичь этого уровня.
В ходе обследования англоязычная версия корпоративных веб-сайтов оценивается по 125 критериям, учитывающим результаты анкетирования 400 европейских аналитиков, инвесторов и журналистов, которым было предложено ответить, как они получают доступ к сайту и используют корпоративную информацию в режиме реального времени. В обследовании Webranking анализу подвергаются все основные аспекты контента и технологий, в том числе: информация о компании, связи с инвесторами, работа с прессой, корпоративная социальная ответственность, корпоративное управление, контактная информация, интерактивные свойства, доступность, практические тесты и поисковые системы. Целью данного исследования является внедрение лучшей европейской практики, пробуждение интереса к вопросу финансовой прозрачности в режиме реального времени и содействие компаниям в ее дальнейшем улучшении.
Общие замечания:
Проблема, которую мы обнаружили, является характерной для российского рынка. Она касается названия компаний. Большинство компаний имеют названия на английском языке, которые являются переводом или иногда аббревиатурой русских названий. Веб – адреса некоторых компаний представляют собой лишь аббревиатуру, состоящую из букв, что не сразу понятно и может внести путаницу в поисковые системы.
Сильные стороны:
Использование стартовых и индексных страниц: 300 из 400 профессиональных пользователей, участвовавших в рейтинге Webranking, считают наличие на первой странице наиболее часто искомой информации (такой как последние новости и пресс-релизы) «очень важным». Большинство обследованных веб-сайтов в среднем набирают более 50% максимального количества баллов. По этому критерию российские сайты набрали наивысшее количество очков. Большинство российских сайтов содержат на первых страницах самые свежие отчеты и пресс-релизы. Информация о последних ценах на акции также является отличительной чертой российских стартовых/индексных страниц. Для дальнейшего улучшения можно также добавить ссылку на ближайшие календарные события и краткую презентацию компании.
Контактная информация: Для профессиональных пользователей корпоративных веб-сайтов основным требованием является предоставление подробной информации об общих и персональных адресах. Лишь три компании набрали более 5 баллов из 7 возможных, в том числе компания «Система» с наилучшим показателем в 5,75 баллов. Компания «Система» предоставляет информацию о контактах по вопросам взаимодействия с инвесторами, контактную информацию для представителей СМИ, а также адреса и ссылки на смежные компании.
Общая информация о компании: Для каждого посетителя веб-сайта важно получить общую информацию о компании. Каково направление деятельности? В чем заключается концепция бизнеса? На чем специализируется компания? Приветствуется также информация об организационной структуре и истории компании, о том, как представлен интеллектуальный капитал. Важно иметь доступ к «краткой фактической информации» компании, т.к. обследуемые компании, как правило, крупные и большинство из них имеют довольно обширные сайты. Поэтому важно включить краткую презентацию, которая бы была полезной для знакомства с компанией и ее сайтом.
По данному разделу сайт Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) оказался одним из лучших; он содержит разнообразную краткую фактическую информацию, а также четко сформулированную бизнес идею и концепцию. Кроме того, сайт НЛМК содержит подробную информацию о деятельности компании и географическом положении ее производственных мощностей и рынков сбыта.
На что обратить внимание:
Календарь сайта: Веб-сайты являются наиболее удобным носителем информации о предстоящих событиях, т.к. они доступны для всех пользователей и легко обновляемы. Очевидно, что наиболее важными являются даты, непосредственно связанные с финансовой информацией, например, даты публикации отчетов и собраний аналитиков. Однако протокол ранжирования предусматривает и другие события, такие как пресс-конференции, ярмарки, даты выпуска новых продуктов, что представляет интерес и заслуживает внимания. Информацию о календарных событиях имели лишь 42% обследованных компаний, из которых только больше половины набрали более 1 балла из 7 возможных, и пять компаний - максимум 3 балла.
Технология, навигация и простота использования: Корпоративный веб-сайт является для компаний коммуникационной витриной. Учитывая преимущества медианосителя, он стал центральным элементом взаимодействия компании с клиентами, средствами массовой информации, работниками и рынком капитала. Очень важно дать потенциальным посетителям возможность найти ваш сайт, остаться там как можно дольше и в конечном итоге вернуться назад. Технические характеристики имеют существенное значение для функциональности сайта. Естественно, нет смысла иметь на сайте хороший материал, если он недоступен. Это касается и легкости просмотра. Гибкость Интернета и веб-технологий должны сделать все сайты легкодоступными. Важно задать себе такой вопрос: сможет ли человек с ограниченными физическими возможностями использовать этот сайт? В Европе каждый десятый человек имеет какие-либо физические недостатки, и закрывать для них доступ на сайт компании было бы неразумно с точки зрения этики, демократии или перспективы бизнеса.
Важно также структурировать информацию на сайте. Привлекательный, хорошо структурированный и легкий в использовании сайт может стать ценным инструментом для всех заинтересованных лиц, в то время как плохо структурированный сайт может ввести в заблуждение и привести к потере интереса со стороны пользователя.
В большинстве случаев обследуемые сайты были созданы приблизительно в 2001 году. Используемые технологии и платформы устарели, современные представления о веб-сайте не учитываются. В результате этого большинство сайтов не имеют преимуществ, предоставляемых современными коммуникациями и дизайном. Такие общепринятые методы навигации, как «выпадающие» меню или указание пути к просматриваемой странице, встречаются довольно редко. Общие функции, как ALT-текст и изменяемый размер текста также являются редкостью.
Большинство сайтов не обновляются и содержат устаревшие отчеты, документы и презентации, которые, согласно ссылкам, должны содержать текущую информацию. Русские и англоязычные версии документов размещены вперемежку, даже в англоязычной версии сайта. В целом, веб-страницы содержат больше информации на русском языке, чем на английском. Вместо того чтобы разместить на сайте полезную информацию, например, по акционерному капиталу, обследуемые сайты содержат ссылки на страницы третьих лиц, в результате чего пользователь покидает сайт.
Корпоративная социальная ответственность (КСО): КСО становится все более важным вопросом, как для компаний, так и для финансовых рынков (инвесторов и аналитиков). По мере того, как корпорации начинают испытывать давление со стороны фондовых менеджеров, законодательства и потребителей, требующих повышенной ответственности за то влияние, которое их бизнес оказывает на общество, они все больше осознают важность корпоративных коммуникаций по социальным, этическим и экологическим вопросам. Фондовые менеджеры и аналитики уверены, что хорошая практика КСО имеет существенное значение для бизнеса, в то время как слабая КСО ведет к значительным инвестиционным рискам. Этим вопросам должно быть уделено особое внимание на сайте компании.
Более четверти обследованных сайтов не содержали никакой информации о корпоративной социальной ответственности. Из тех компаний, которые предоставляли такую информацию, компания «Лукойл» набрала наибольшее количество баллов - 2,25 из 3 возможных.
«Социальная деятельность» и «благотворительность» были часто встречаемыми темами в разделах КСО, однако лишь у «Лукойла» информация была полезной и исчерпывающей.
Отношения с инвесторами и финансовая информация: Данный раздел составляет почти 30% от общего количества баллов, содержит 33 критерия и разделен на финансовую информацию и информацию об участии в акционерном капитале. Данный раздел имел наибольший разброс по количеству набранных баллов, которое в среднем составило 30,2%. По данным критериям было обнаружено, что большинство компаний не имели следующей информации: о финансовых целях, ожиданиях менеджмента, факторах роста, задолженности/кредитах/финансировании, управлении рисками, анализе чувствительности, инвестициях и изъятии капиталовложений.
Компания «Северсталь» была лучшей из всех обследованных компаний. Она продемонстрировала солидный архив годовой и промежуточной отчетности, а также исчерпывающую информацию о рекомендациях аналитиков, однако набрала лишь 13,25 баллов из 26,5 возможных. Наихудшие показатели в данном разделе были у сайта Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК), на котором не содержится никакой финансовой информации или информации для инвесторов, ввиду чего сайт набрал ужасающе низкий балл - 0,25.
Выявленные недостатки свидетельствуют о том, что по сравнению с ведущими европейскими компаниями российские предприятия не используют Интернет в качестве платформы для коммуникаций. Веб-сайты вопиюще плохо работают, не только в плане предоставляемой информации, но и с точки зрения базового уровня использования и интерактивности, а также как информационный ресурс для международной аудитории. Российским компаниям следует вкладывать средства, прежде всего, в наведение порядка в основных составляющих сайта: структуре, планировке, дизайне и переводе содержания на иностранные языки, а затем, основываясь на содержании, использовать все лучшее из практики европейских стран. Ежегодный рейтинг веб-сайтов усиливает общее понимание того, что сайт – это первая точка контакта не только для новых региональных и международных заинтересованных лиц, но и для уже существующих. Следует отметить, что когда компания H&H начала проводить рейтинги веб-сайтов, многие страны оказались не на высшем уровне, особенно Италия и Греция. Сейчас итальянские сайты демонстрируют лучшие примеры европейской практики.
Что можно улучшить на корпоративном сайте?
Достаточно высокого уровня в рейтинге компания может достичь за счет правильного использования качественных официальных документов, таких как годовые и промежуточные отчеты, презентации, пресс-релизы, подборки для СМИ, и размещения их в удобном для пользователя HTML формате. Однако чтобы достичь этого уровня, определенного при проведении рейтингов в течение девяти последних лет, европейские веб-сайты должны удовлетворять как минимум трем требованиям.
Во-первых, корпоративная культура должна быть ориентирована на четкую коммуникацию, и менеджмент должен сделать это приоритетным.
Во-вторых, необходима система управления контентом, которая делает возможным оперативный процесс публикации на сайте.
Наконец, необходимо иметь в компании систему, основанную на эффективном управлении проектами и автоматизированном централизованном управлении контентом, которая бы позволяла контролировать, кто именно отвечает за конкретный раздел сайта.
Несоответствие любому из этих требований ухудшит общее качество сайта, и компании будет трудно удовлетворять все возрастающие потребности рынка. Ввиду того, что более динамичные европейские корпоративные сайты продолжают поднимать планку, а ожидания пользователей все возрастают, компании, которые предпочитают игнорировать эти тенденции, сильно рискуют.