Чемпионат мира по футболкам
- 17 июля 2006 года 04:50
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Финальный матч, напряженнейшая борьба. Счет 1:1, идет второй дополнительный тайм. Игрок команды Adidas Зинедин Зидан сбивает с ног соперника мощным ударом головой в логотип Puma. Всеобщее замешательство и вердикт арбитра — удаление. Болельщики “кошечек” ликуют, “три полоски” в отчаянии.
Куда смотрит дизайнер, когда смотрит футбол? Как всегда — на лейблы и бирки. Мой коллега Валерий Голыженков внимательно рассмотрел форму участников чемпионата мира и составил рейтинг.
Его чемпионат сенсационно выиграла Puma, хотя начало турнира было для нее провальным. Подумать только: снабдив формой 13 из 32 участников, обогнав ближайшего конкурента на пять позиций, Puma потеряла 10 представителей в групповом турнире. А все потому, что “оформила” почти весь третий мир, от Анголы до Парагвая. “Числом поболее, ценою подешевле…” Казалось, кубок уедет к Nike (Бразилия, Голландия, Португалия) или Adidas (Аргентина, Германия, Франция). Но фортуна рассудила иначе. Американка Nike осталась без медалей, а спор двух евросоперников решился в пользу Puma.
С коммерцией все ясно: ведущие производители своего не упустили, но дали возможность отгрызть кусочки пирога компаниям поскромнее: Umbro, Marathon, Lotto, Joma.
А как с дизайном? Кто стал чемпионом мира в конкурсе на самую красивую и оригинальную футбольную форму?
Уж точно не Puma. Поставив на массовость, она предложила всем клиентам стандартный дизайн формы, различавшийся в основном по цвету. Веселенькое попсовое решение, по-модному “одноцветное с полосиками”, три логотипа производителя на груди и “погонах”. Телекамера смотрит на поле сверху, поэтому кошек на крупных планах было явно в избытке. Интересно, это рассчитанный ход или просто пумовские дизайнеры не догадались посмотреть на свою работу во всех ракурсах? Еще одна явная неудача победителя — типографика. Кто придумал делать наклонными фамилии игроков, а паче того — номера?! Косые единицы на спинах вратарей выглядели нелепо. А на белых футболках чешской сборной можно различить таинственный, тоже почти белый рисунок. Что он изображает, разобрать не удалось.
Adidas выступила более солидно. Конечно, три полоски по моде 1970-х были почти везде. Зато комментаторы могли смело сказать: “Сборная Аргентины вышла в своей традиционной форме: полосатых бело-голубых футболках и темно-синих трусах”. Дизайн формы был явно согласован с национальными федерациями: немцы выглядели как немцы, испанцы — как испанцы. Включив телевизор в середине матча, по форме Adidas сразу понимаешь, кто бегает по полю.
Британская Umbro одела англичан и шведов. Зная про национальность теперь уже бывшего тренера сборной Англии Свена-Горана Эрикссона, невольно задаешься вопросом о связях. Хотя их, конечно же, не было и быть не могло.
Любопытный момент: все команды имеют два варианта формы — стандартный и гостевой. Так вот, шведы ни разу не надели выездные синие майки, зато дважды играли как чистые канарейки — в желтых трусах при обычных желтых майках. На скандинавах такой вариант выглядел, пожалуй, слишком по-пляжному.
Компания Marathon вытянула счастливый билетик. Кто мог подумать, что второразрядные латиноамериканские горцы выйдут из группы? Эквадор сделал это. Индивидуальный дизайн эквадорской формы смотрелся хорошим колониальным товаром: ярко, асимметрично, мощно, похоже на Бразилию, но только в молодежном варианте.
Еще счастливее оказалась фирма Lotto. Ее ставка на Украину сыграла по полной программе. Один из одного — и в четвертьфинал! Большая коммерческая удача. Украинцы отыграли чемпионат в одном комплекте формы — желтом, прошитом четырьмя синими шипами. Интересно, это бедность федерации или знаменитая украинская рачительность?
Несмотря на яркий цвет, форма выглядела решительно, даже немного угрожающе. Впечатление нарушали только полосатые номера. Зачем им быть полосатыми? Чтобы хуже читались? Не ясно.
Единственный неудачник чемпионата — фирма Jomo. Что неудивительно: хочешь наград — одевай Италию, а не Коста-Рику. С дизайнерской точки зрения вылет Jomo-Коста-Рики можно только приветствовать. Puma выдала модную попсу, а костариканцы играли в попсе трехлетней выдержки.
И наконец, главный приз. На наш с Валерием взгляд, лучший, самый радикальный и в то же время самый традиционный дизайн футбольной формы представила Nike. Каждая команда, отмеченная галочкой, щеголяла в специально для нее придуманной форме. Не повторялись не только расцветки-декор, но и типографика. Особенно хороша была оранжевая Голландия, единственная команда в ретрофутболках с воротничком, а не в современных майках. На спинах игроков из страны дизайна красовались огромные грубые номера в стиле 1940-х, будто выклеенные из черного скотча. Длинные трусы, гетры с двумя тоненькими полосками сверху, как на послевоенных фото, — такой стильной формы не было больше ни у кого!
Прочие “найковцы” выглядели попроще, но и у них находились изюминки в гардеробе. У португальцев, к примеру, хорош был маленький геральдический крестик в районе седьмого позвонка.
Итак, хотя главную коммерческую награду по праву получил великий европейский “Пумдидас”, сердца дизайнеров студии Letterhead чаще бились, когда на поле выходила вечно неудачливая Оранжевая республика.
Юрий Гордон
Валерий Голыженков
дизайнеры-графики, совладельцы студии Letterhead