«Альпина Бизнес Букс» – новые рынки и перспекивы
- 12 июля 2006 года 07:02
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Расширение сферы деятельности является необходимым условием для сохранения конкурентноспособности компании на рынке. Это касается и книжного рынка, который развивается по общим законам бизнеса. Издательство «Альпина Бизнес Букс», семь лет специализировавшееся на выпуске только деловой литературы, запустило новый проект с журналом Cosmopolitan, основанный на издании fashion-литературы. За несколько месяцев одна из трех выпущенных на сегодняшний день книг этого направления стала лидером продаж в магазинах города.
«Курьер печати» попросил Алексея ИЛЬИНА, генерального директора и главного редактора издательства, рассказать о причинах создания и перспективах развития нового направления, а также дать свою оценку текущей ситуации на российском книжном рынке.
– Расскажите о деятельности вашего издательства.
– Наше издательство существует с 1998 года, и с момента создания специализировалось на выпуске финансовой литературы. Постепенно мы расширяли свою деятельность и начали издавать деловую литературу в целом. На сегодняшний день «Альпина Бизнес Букс» является ведущим издательством России в сфере деловой литературы.
– Какова ваша целевая аудитория?
– Деловая литература – это книги, которые прежде всего ориентированы на руководителей и владельцев компаний в самых разных областях, однако у нас есть достаточно много книг, которые рассчитаны на широкую аудиторию. В нашем ассортименте есть книги, предназначенные как начинающим менеджерам или предпринимателям, так и продвинутой аудитории, например, владельцам крупных компаний, которые используют сложные современные западные технологии. Наши книги ориентированы на самый разный уровень подготовки.
– А на студентов?..
– На студентов мы ориентированы в меньшей степени. Студенты могут использовать нашу продукцию в качестве дополнительного образования – наши книги помогут им подготовиться к реальной бизнес-деятельности. Сейчас в России ситуация с высшим образованием такова, что оно до сих пор оторвано от реальной жизни. Преподаватель зачастую не является действующим бизнесменом или бизнес-консультантом, как это принято на Западе.
– Какова миссия вашей компании?
– Помогать менеджерам предприятий достигать вершин в карьере и бизнесе и реализовывать свой потенциал. Поэтому мы выпускаем не только книги, но и другие интеллектуальные продукты: у нас есть аудиокниги, в ближайшее время планируем выпускать видеокурсы, которые будут помогать руководителям с меньшими временными затратами осваивать те или иные технологии. В сфере бизнес-литературы существует такой слоган: «Коротко и по делу!» В этом и состоит суть нашего подхода. Наши книги отличаются от институтских учебников сжатой информацией.
К сожалению, особенность российских учебников состоит в том, что одна мысль растянута на 20 страниц. У нас все более концентрированно. Человек получает максимум информации за минимум времени, и это наша основная задача.
Еще одна особенность нашей бизнес-литературы в том, что она написана нормальным человеческим языком. Как говорил барон Мюнхаузен, «серьезное лицо – еще не признак ума». На наш взгляд, хороший литературный стиль – это уважение к читателю. Если книга написана простым языком, это совсем не значит, что какие-то мысли в ней упущены. В принципе, экономика – это не высшая математика и не квантовая физика, в ней большинство вещей основано на здравом смысле и практическом опыте. Вопрос в том, что необходимо иметь целостный, системный подход к решению проблем. Мы предлагаем системный подход к решению различных задач и проблем бизнеса, говорим о том, что сейчас, в эпоху работников интеллектуального труда, необходимо строить иные отношения между сотрудниками и работодателями, потому что только максимальное использование человеческих ресурсов дает компании преимущество на рынке. В этом основа конкурентной борьбы. Меньшую роль играет качество оборудования – любое оборудование будет работать плохо, если люди не умеют или не хотят его использовать.
– Как распространяются книги вашего издательства?
– У нас классическая схема распространения книжной продукции. Прежде всего, это книжные магазины, с крупнейшими из которых мы работаем напрямую, и оптовая торговля. Мы сотрудничаем с большим количеством крупных оптово-торговых фирм, которые распространяют нашу продукцию в регионах. А недавно мы появились на полках в супермаркетах, что стало возможно благодаря сотрудничеству с ГК «Логос».
– Вы не планируете создавать собственную сеть распространения, как делают многие крупные книжные издательства?
– Нет, такого в планах у нас нет, ведь распространение – это совсем другой бизнес. На Западе практики создания издательством собственной сети распространения практически не существует. Мы не хотим конкурировать с нашими дистрибьюторами, мы партнеры, которые сотрудничают с целью достижения максимально высоких продаж.
– Поделитесь данными о своих продажах. Сколько книг издательства продается по всей сети?
– Реальность такова, что статистики по продажам в режиме онлайн в России нет. Насколько мне известно, такой опыт есть в Германии. Это мечта – чтобы когда-нибудь подобные проекты были реализованы в России...
Единственное, что мы знаем, – это темпы наших отгрузок, которые являются показателем периодов оплаты с некоторой отсрочкой. На их основе наши аналитики, безусловно, предоставляют отчеты, сколько наименований было отгружено в каждом конкретном месяце. А это количество соответствует количеству заказанных наименований различными книготорговцами. Однако от озвучивания конкретной цифры я воздержусь.
– Насколько развита система заказа вашей продукции через интернет-сайт?
– Сайт – по сути единственный способ продажи книг напрямую, он дает порядка 15% наших продаж. Мы рассчитываем на то, что этот процент постепенно будет повышаться. Ведь бизнес-литература всегда достаточно хорошо продавалась через Интернет. Например, Ozon является нашим крупным партнером, и среди его лидеров по продажам постоянно присутствуют наши книги. Хотя, конечно, всегда приятно зайти в обычный магазин, посмотреть и полистать книгу – так появляется более осознанное понимание, нужна эта книга или нет.
– Вы не планируете создания электронных версий книг? Ведь сейчас это очень популярная тема…
– У нас возникают такие идеи, но здесь есть серьезная проблема защиты наших прав. Мы постоянно боремся с пиратством, закрываем разные сайты, где в свободном доступе вывешивают наши книги, но все-таки окончательно его победить не удается. Сейчас мы думаем о том, как реализовать идею создания электронных книг в сотрудничестве с компаниями, которые занимаются разработкой разных программных продуктов. Но все-таки воспринимать книги с экрана достаточно сложно и утомительно для глаз. Электронные книги (e-books), которые первоначально считались перспективным направлением, не получили распространения нигде в мире. При этом у нас есть несколько Java-books, которые мы продаем через «Евросеть», однако не считаем это направление серьезным бизнесом, и я, если честно, с трудом себе представляю человека, который мог бы скачать себе на телефон книгу и таким образом ее читать.
– Ваше издательство недавно запустило новый проект в сотрудничестве с журналом Cosmopolitan. Расскажите о нем подробнее.
– На сегодняшний день мы занимаем достаточно сильные позиции на рынке деловой литературы, поэтому мы и приняли решение выходить на другой – массовый рынок. У нас появилось такое направление, как fashion-books.
– Почему вы приняли такое решение?
– Дело в том, что мы достаточно активно растущее издательство с ростом более 40% в год. Естественно, у любого роста есть свои пределы, все-таки сегмент бизнес-литературы достаточно ограничен, а мы уже обладаем достаточно существенной его долей. Чтобы сохранять прежние этапы роста, нам необходимо расширять сферы деятельности. Тем более что в нашем распоряжении есть козыри, которых нет у других издателей. С 2003 годы мы входим в издательский дом «Индепендент Медиа», что дает нам возможность использовать контент разных изданий, стратегию продвижения и т.д. Иными словами, у нас есть условия для того, чтобы сделать книги массового направления отличными от того, что представлено сейчас на российском рынке, и за меньшие сроки.
– Конкретные воплощения этого проекта уже существуют?
– Да. Мы выпустили три книги, одна из которых стала бестселлером и во всех рейтингах фигурирует среди лидеров продаж. Речь идет о книге Этери Чаландзия «Чего хочет женщина».
Этери Чаландзия – действующий журналист Cosmopolitan и главный редактор нашего нового направления fashion-books. В будущем мы планируем к изданию множество книг совместно с Cosmopolitan, в частности, Яна Лепкова, главный редактор российского Cosmopolitan, готовит для нас книгу. Мы также планируем выпустить книгу Лины Арифулиной, которая была директором «Фабрики звезд». Это будет очень яркая книга с названием «Корпорация звезд. Как стать звездой и при этом остаться человеком» – о закулисной жизни артистов и их взаимоотношениях с продюсерами. Можно сказать, что книга развеивает романтический образ поп-звезд.
– Как бы вы охарактеризовали общую направленность fashion-books и их целевую аудиторию?
– Книги этого направления, несмотря на разнообразие тем, ориентированы в основном на женскую аудиторию. Объединять их будет идея жизненного оптимизма и настроя на то, что жизнь прекрасна и от нее надо получать удовольствие, несмотря на все мелкие неприятности, которые сопровождают каждого человека. Мне кажется, что для России характерно агрессивное отношение людей друг к другу, поскольку они воспринимают других как конкурентов. Это мешает людям получать удовольствие от жизни. Наши книги направлены на то, чтобы вселять в людей оптимизм и помогать радоваться жизни.
– Оцените, как специалист книжного бизнеса, перспективы развития российского книжного рынка. Существует мнение, что издание печатной продукции намного перспективней, чем книжной…
– Среди издателей книжной продукции достаточно модно немного поныть, пострадать и пожаловаться на всех, однако объективные данные говорят о том, что книжный бизнес активно растет – до 20% в год.
Общая тенденция такова, что растет количество наименований, уменьшается размер среднего тиража и растут цены. Вообще в России книги остались единственным товаром, который стоит дешевле, чем во всем мире, при том, что затраты на выпуск книги в целом одинаковы что в России, что во всех странах мира. Единственно, за счет чего может экономить российский издатель, – это персонал. Но это невозможно, зарплаты неуклонно растут, на рынке острая нехватка квалифицированных кадров, и это влияет на повышение цен на книги. В целом, я оцениваю книжный рынок как достаточно перспективный и динамично растущий. Издательско-книжный рынок – очень сложная сфера, которая сейчас активно перестраивается. Сегодня надо строить издательский бизнес примерно так же, как любой другой, т.е. думать не только о том, как создать продукт, но и как его продать и продвинуть. Сейчас книжные магазины физически не могут выставить весь перечень наименований, которые выпущены издательством. У нашего издательства нет таких проблем, т.к. наши книги находятся в топах продаж и выставлены на полках. Мало того, мы активно занимаемся продвижением нашей продукции, всевозможными рекламными и маркетинговыми акциями. А те издатели, которые не смогли адаптироваться к реалиям времени и понять, что книги – это тот же товар, который надо продавать, находятся в депрессии и уже ушли либо уйдут с рынка в ближайшее время. А те, кто смог построить бизнес-процессы на современном уровне без лишних затрат и наладить систему продажи и продвижения, чувствуют себя достаточно хорошо и имеют стабильные показатели роста.
– Значит, книжный рынок привлекателен для иностранных инвесторов?
– На мой взгляд, да. И наше издательство тому пример. Мы ведь были независимым издательством до конца 2003 года, и я думаю, наши инвесторы довольны.
– Интерес к чтению падает и Россия давно перестала быть самой читающей страной. Как вы работаете в таких условиях?
– Во все времена процент образованных, думающих людей с независимым мышлением был примерно один и тот же. Если он сейчас немного и уменьшился, то незначительно. Конечно, телевидение постепенно отбирает людей у книжного рынка, но это прежде всего касается массовой литературы. Мы издаем интеллектуальную литературу, а спрос на нее всегда примерно одинаков. Конечно, сейчас нас волнует и массовая литература, поскольку мы выходим на этот рынок, но мы объективно осознаем возникающие проблемы.
– Какие у вашего издательства планы на будущее, помимо fashion-books?
– Вне всякого сомнения, у нас существуют планы по дальнейшему развитию. Мы думали о том, какими могут быть следующие шаги. Так, в рамках направления fashion-books мы планировали издавать более серьезные книги. Однако в итоге приняли решение издание этой литературы сделать отдельным направлением. Так, сейчас Владимир Гендлин, продюсер и ведущий боксерских поединков на телевидении, нам готовит книгу, посвященную закулисной боксерской жизни.
– Может быть, у вас есть планы по изданию, например, классической литературы?
– Когда выходишь на рынок с новым проектом, надо четко представлять себе свое конкурентное преимущество. Когда мы решили выйти на направление fashion-books, то представляли себе, чем будем выделяться. В условиях, когда можно купить любую классическую книгу, как бороться с конкурентами? Можно издавать сверхкачественные и сверхкрасивые книги, но это дорого и бессмысленно; можно устанавливать низкие цены, но конкурировать по цене – это тупиковый путь.
– Получается, то будущее – за нишевыми изданиями?
– Тенденция такова, что книги становятся все более и более индивидуализированными. Уходят в прошлое массовые тиражи, и сегодня каждый человек может найти для себя то, что ему действительно нужно. Другое дело, что этот человек должен хорошо ориентироваться, чтобы суметь это найти – слишком велик массив книг на сегодняшнем российском рынке.
Юлия Володина
Курьер печати