Деловому ТВ не хватает зрителей
- 10 июля 2006 года 05:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
На протяжении ближайших шести лет для удовлетворения потребностей в бизнес-информации телезрителям придется пользоваться каналом «РБК» и тематическими передачами на массовых эфирных каналах. По мнению экспертов, ожидать расширения ассортимента бизнес-телевидения не следует в связи с низкой окупаемостью проектов.
Сейчас российское бизнес-телевидение представлено всего одним каналом – РБК-ТВ, который доступен всем желающим. В России можно смотреть передачи Bloomberg TV, CNBC и ряда других иностранных каналов, но за абонентскую плату.
Специальные «вставки»
Такая расстановка сил на рынке, по мнению президента российской Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуарда Сагалаева, связана с тем, что ниша бизнес-каналов в России пока не востребована. «Потребности аудитории на 90% удовлетворяет РБК-ТВ, а также одиннадцатичасовые выпуски программы «Вести», которые включают в себя бизнес-блок», - объяснил господин Сагалаев газете ВЗГЛЯД.
Тем не менее недавно о намерении создать собственную телепередачу похожей тематики заявил издательский дом Axel Springer, которому принадлежат журналы Forbes, Style, «Русский Newsweek». «Сейчас мы подумываем о создании телепередачи под рабочим названием Forbes-TV и ведем переговоры об этом с несколькими федеральными телеканалами», – говорит генеральный директор издательского дома Регина фон Флемминг. По ее словам, это не будет телевизионной копией печатной версии Forbes.
По мнению большинства экспертов, телепроект станет слишком затратным для издательского дома. «Сейчас бизнес-каналы неактуальны, потому что не окупаются из-за высокой цены подписки, дорогой рекламы и небольшой аудитории», - подчеркивает господин Сагалаев.
Спрос на деловую информацию удовлетворяют телеканал «РБК-ТВ» и специальные «вставки» на массовых эфирных каналах. «И ОРТ, и телеканал «Россия» делают короткие новостные эфиры, где корреспонденты рассказывают об основных событиях в экономике», - пояснил газете ВЗГЛЯД представитель одного из телеканалов.
Кроме этого, есть спутниковые каналы с информационными передачами и платным доступом. Самыми часто упоминаемыми стали Bloomberg TV и CNBC. «Bloomberg существует уже давно и вещает почти на всех языках, в том числе арабском. Он пользуется наибольшим спросом. Это оперативный и нужный для деловых людей канал», - хвалит иностранцев собеседник газеты ВЗГЛЯД.
К тому же сейчас почти каждая российская фирма имеет собственный аналитический отдел, а телекомпании предпочитают выпуск специализированных передач организации бизнес-канала. «Удобнее делать сводную программу с приглашенными аналитиками, не нужно отдельного канала», - считает представитель медиаиндустрии, пожелавший сохранить анонимность.
«Одно время на канале Ren TV выходила аналитическая программа, и у нее был нулевой рейтинг. Если бы эфир был бесплатный, она бы закрылась сразу, а так она существовала какое-то время», - рассказывает источник.
Сейчас для России вполне достаточно одного бизнес-канала. По словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, в краткосрочной перспективе в эфир могут выйти еще два аналогичных канала, которые будут поддерживаться спутниковыми сигналами. «На дециметровых частотах они едва ли появятся», - уверен источник.
Не вопрос для дискуссии
Ситуация может измениться с развитием цифрового телевидения, повсеместное распространение которого Министерство связи и информационных технологий обещает к 2015 году. «В перспективе, когда цифровое телевидение получит широкое распространение, можно предвидеть появление новых «нишевых» каналов. Но это будут специализированные эфиры, например, для бильярдистов, рыбаков, может быть женский канал или для подростков», - прогнозирует Эдуард Сагалаев.
По мнению Эдуарда Сагалаева, телезрителям, желающим получать больше качественной деловой информации, нужно дождаться увеличения объема рекламного рынка. Сейчас он составляет порядка 2 млрд. долларов и прирастает на 30-35% ежегодно. «Когда объем рекламы составит 8-10 млрд., можно будет говорить о развитии «нишевых» каналов», – подчеркнул специалист. «Для создания новых бизнес-каналов пока нет условий, и они не востребованы», – резюмировал господин Сагалаев.
Директор по телевизионным измерениям компании Gallup Media Александр Костюк не сомневается, что бизнес-телевидению в России есть куда расти. «Если ориентироваться на аналогичные западные каналы, такие как Bloomberg, CNBC, то можно предложить, например, мониторинг биржевых событий в реальном времени. Есть спрос также на комментарии и аналитику», - сказал специалист газете ВЗГЛЯД.
Отечественные каналы функционируют так же, как и западные - на основе спутниковой цифровой платформы. «Но у зарубежного телевидения можно перенять опыт по контенту», - считает эксперт Gallup Media.
К тому же нельзя исключать возможность, что один из зарубежных телеканалов захочет выйти на российский рынок. «В этом случае ему будет проще купить действующий российский канал, чем создавать свой, - рассуждает Александр Костюк. - Сейчас пока, кроме РБК, подходящих претендентов нет. Видимо, должен появиться кто-то еще».
РБК-ТВ до сих пор самый крупный российский деловой канал, хотя его аудитория по численности не сравнится с массовыми эфирными каналами. «Но сегмент будет дробиться. Вопрос - когда. Вероятнее всего, в ближайшие несколько лет», - говорит Александр Костюк.
В I квартале 2006 года выручка телеканала «РБК-ТВ» выросла на 31% и достигла 6,3 млн. долларов по сравнению с 4,8 млн. долларов в I квартале прошлого года. А в 2006 году канал рассчитывает получить выручку на сумму 33-35 млн. долларов.
Александр Костюк уверен, что развитие рекламного рынка отражает общую тенденцию развития ситуации с телевидением, в связи с чем предполагает дальнейшее развитие этого направления. При этом, по мнению тележурналиста Владимира Познера, появление на российском телевидении новых бизнес-каналов «не вопрос для дискуссии». «Если будет спрос, то такие каналы появятся», - заявил Владимир Познер газете ВЗГЛЯД.
Екатерина Геращенко