Война щитам
- 19 июня 2006 года 07:10
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Губернатор Валентина Матвиенко распорядилась отозвать разрешения на установку рекламных щитов на фасадах и крышах зданий, представляющих историческую ценность. Если эти носители снимут, рынок недосчитается $5-10 млн. Впрочем, участники рынка отмечают, что отозвать ранее выданные разрешения будет очень сложно.
Валентина Матвиенко всерьез взялась за очищение крыш и фасадов исторических зданий от громоздкой рекламы. В пятницу на совещании в Смольном она распорядилась отозвать все выданные ранее разрешения на установку “неэстетичных рекламоносителей”. Городской центр размещения рекламы (ГЦРР) уже насчитал порядка 100 “вопиющих” нарушений. Как правило, это завешанные щитами (3 × 6 м) здания, рекламные панно на фасадах домов и крышные конструкции, а также отдельно стоящие конструкции. Гендиректор “Эспар-Аналитик” Андрей Березкин и коммерческий директор агентства “Постер” Николай Черепенников оценивают годовой оборот таких носителей в $5-10 млн. Кроме того, Матвиенко запретила комитету по градостроительству и архитектуре (КГА) выдавать архитектурно-планировочные задания (АПЗ), необходимые для установки любого рекламоносителя. Разрешения, по ее словам, зачастую выдаются без учета особенностей городской архитектуры. “В результате в последнее время на центральных магистралях, например на Московском и Лиговском проспектах, появилось много неэстетичной рекламы, которая уродует облик города”, — сказала Матвиенко. По словам председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Аллы Маниловой, запрет может продлиться два месяца.
Крупноформатная реклама в исторической части Петербурга давно раздражала горадминистрацию. В марте 2004 г. Смольный распорядился демонтировать перетяжки над Невским проспектом. В апреле этого года Манилова заявила, что администрация планирует полностью закрыть для рекламы любых форматов “золотой треугольник”, территорию, ограниченную Невским проспектом, набережной Фонтанки и Невой. Кроме того, больше не будут заключаться договоры на размещение носителей в историческом центре и трассах первой категории. В центре Петербурга уже больше двух лет запрещено устанавливать конструкции с площадью рекламного поля больше 10 кв. м. Раньше рекламисты обходили этот запрет, размещая рекламу на зданиях, находящихся в частной или федеральной собственности. Но с вступлением в силу нового закона “О рекламе” местные чиновники будут выдавать разрешения на установку любых конструкций вне зависимости от их расположения.
Теперь, по словам Маниловой, Смольный хочет разобраться с нарушениями архитектурной среды, которые уже совершены. Участники рынка встревожены. “Это нечестно, — возмущается руководитель одного из петербургских агентств, просивший не упоминать его имени в печати. — Мы действовали в рамках прописанного регламента и на законных основаниях получали все разрешения”. В случае демонтажа таких конструкций на компенсацию могут рассчитывать лишь те, кто размещал носители на городских территориях, добавляет он. Черепенников из “Постера” считает, что не все крупные конструкции портят городскую среду. Крышные конструкции могут вполне органично вписываться в архитектурный облик, придавая ему более современный вид, говорит он.
Реализовать поручение Матвиенко чиновникам будет очень сложно. Для этого, по словам гендиректора агентства “Руан” Игоря Ананских, им нужно будет отозвать АПЗ, а правовых оснований для этого нет. Директор петербургского представительства News Outdoor Владимир Рябовол согласен, что практики и правового механизма для отзыва АПЗ нет и такие попытки рекламисты всегда смогут оспорить в суде.
По данным ГЦРР, большинство АПЗ не ограничены каким-либо сроком действия, а для крупноформатных конструкций такие документы выдавались на 5-10 лет.
Управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян говорит, что в других городах России, например в Екатеринбурге, власти предпринимали попытки отозвать АПЗ, иногда им это удавалось. “Однако у рекламистов есть шансы отстоять ранее полученные документы в суде”, — говорит юрист.
По данным маркетингового агентства “Эспар-Аналитик”, объем петербургского рынка наружной рекламы в 2005 г. составил $125 млн с учетом рекламы на транспорте и в метро. На зданиях, находящихся в частной и федеральной собственности, расположено порядка 15 000 конструкций, в том числе около 1000 щитов 3 х 6 м и крупных рекламоносителей.
Глеб Крампец