Имидж России за рубежом
- 15 июня 2006 года 07:19
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
«На каком языке вы бы не говорили, вы всегда встретите теплый прием, если посетите одно из наших 23 представительств – от Лос-Анджелеса до Лондона, от Сан-Франциско до Сан-Паулу, от Торонто до Тайбея...» Так приветствует посетителей сайта американское пиар-агентство Ketchum . Теплый прием в агентстве встретили и говорящие по-русски руководители Российской Федерации. Именно Ketchum был избран Кремлем для того, чтобы улучшить имидж России в мире накануне саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
Как рассказал в беседе с корреспондентом РС Клэр Бигг один из учредителей дочерней компании Ketchum GPlus Петер Гилфорд, «они (российские партнеры – РС) наняли нас в начале апреля после длительного и тщательного отбора из нескольких агентств, который проходил в Нью-Йорке и Москве. Но самое решение нанять агентство было принято в конце прошлого года».
Компания Ketchum была создана в 1923 году. Она занимается абсолютно всеми отраслями человеческой деятельности. На ее сайте дается перечень услуг в таких областях: продвижение торговых марок, корпораций, продуктов питания, систем здравоохранения и высоких технологий. Что из этого списка может пригодиться клиенту, которого зовут Российская Федерация?
«В наш мандат входит не изменение российской политики, а помощь в представлении этой политики, особенно в контексте председательства России в “ большой восьмерке ” в 2006 году. Международная пресса буквально набросилась на Россию, на российские темы. А у России недостаточно ресурсов в области коммуникаций, так что им нужна помощь в буквально всех областях – советы в том, как работают западные средства массовой информации, материально-техническое обеспечение, подготовительные документы, материалы для веб-сайта и тому подобное», - сообщает Петер Гилфорд.
Помощь в общении с международной, и особенно, западной прессой России действительно необходима. На западную прессу нельзя накричать, ее нельзя запугать и закрыть. Судя по всему, агентство Ketchum еще не работало с устроителями саммита G8 , когда создавался его сайт. В разделе аккредитации прессы над анкетой красовалась набранная красным фраза: «Медиа-подразделение оргкомитета оставляет за собой право отказать в аккредитации без объяснения причин». Учитывая практику отношений российских властей с неугодными средствами информации, фраза проливает просто-таки холодный душ за шиворот. А ведь есть же простая и широко используемая в таких случаях формулировка: «Заполнение анкеты не является гарантией в получении аккредитации».
Принесла ли уже плоды работа России с Ketchum? Петер Гилфорд считает, что сдвиги налицо: «Мы только начали, и работать приходится довольно напряженно, поскольку петербургский саммит не за горами – всего через месяц. Но с точки зрения советов, которые мы дали, с точки зрения аргументов, которые Россия предоставляет средствам информации – не пропаганду, а просто сбалансированную информацию о том, что Россия делает в контексте “ большой восьмерки» – думаю, такие изменения уже заметны».
В последнее время Россия подвергается серьезной критике не только со стороны прессы и правозащитников, но и западных лидеров. Самое яркое критическое выступление такого рода прозвучало из уст вице-президента США Дика Чейни. Может ли быть успешной работа Ketchum в таких обстоятельствах?
Наш собеседник полагает, что эту ситуацию можно исправить: «СМИ действительно нередко пытаются создать впечатление, что между Россией и некоторыми ее западными союзниками есть сложности, особенно когда дело касается энергии, Украины, некоторых других вопросов. Но пресса и общественное мнение должны понять, что в более широкой перспективе это является исключением из правила. Правило же состоит в том, что у России довольно тесные отношения с большинством из партнеров по G8 . Приоритеты России в “ большой восьмерке ” – борьба с инфекционными заболеваниями, искоренение неграмотности, развитие образования, достижение энергетической безопасности – все это абсолютно совпадает с западными приоритетами. Так что, по-моему, их (России – РС) цель – добиться более широкой перспективы освещения событий, в то время как сейчас пресса сконцентрировала чересчур много внимания на паре-тройке проблем, которые недавно попали в ее прицел».
Рискну предположить, что в своем последнем ответе Петер Гилфорд как раз испробовал методы и аргументы, которыми пользуется его агентство. Я просмотрела англоязычную прессу за последние дни. Британская « Гардиан » в статье «Долгая дорога к правосудию» рассказывает о том, что пострадавшие от действий российских военных чеченцы обращаются в Европейский суд по правам человека . Американская «Вашингтон таймс » помещает заметку «Вопросы по поводу истинных мотивов российской помощи» (на недавней встрече министров финансов G8 Россия заявила о списании 700 миллионов долларов долга наиболее бедных стран мира. Эксперты отмечают, что о благотворительности в данном случае говорить нелепо – даже сам министр финансов России Алексей Кудрин заявляет, что ядерный комплекс его страны заинтересован в привлечении новых клиентах в Африке и на Ближнем Востоке).
Американский журнал « Ньюсуик » описывает мучения компании «Моторола», крупная партия мобильных телефонов которой была задержана на российской таможне под надуманным предлогом. После личного вмешательства президента Путина ситуация была исправлена – но, по мнению автора статьи , не из-за любви к «Мотороле», не из-за встречи «восьмерки» и даже не из-за желания России вступить в ВТО. Просто клан «силовиков» в Кремле стал слишком сильным, и его надо было немного придавить для сохранения баланса окружающих президента группировок.
Получается, что пока работа Ketchum не видна.
Впрочем, как полагает директор российских исследований международной правозащитной организации Human Right s Watch Рэтчел Денбер, трактовать проблемы с правами человека только через имидж - не очень честный подход: «Может показаться, что проблема не в проблеме страны, проблема просто с имиджем. И раз так, то Россия должна просто улучшить имидж и проблема забудется». Самой главной из реальных проблем России, которые вызывают озабоченность как в самой этой стране, так и за ее пределами, г-жа Денбер называет изменения, происходящие в гражданском обществе.
Представитель правозащитной организации «Международная амнистия» Лидия Аройо также сомневается в успехе попыток руководителей России улучшить лишь внешнее восприятие страны, не меняя ничего в своей реальной политике. «Пиаровские компании нанимают, когда осознают, что есть серьезная проблема. Тот факт, что Кремль нанял такую компанию, означает, что там понимают, что существуют серьезные проблемы с имиджем России за рубежом. Но вопрос в том, не станет ли это еще одной попыткой строить потемкинские деревни, заглаживать проблемы вместо того, чтобы решать их. История России и Советского Союза показывает, что такие попытки никогда не оканчиваются успехом».
Проблемы с имиджем страны есть не только у России. За содержание заключенных на базе Гуантанамо критике подвергается администрация Джорджа Буша, а правительства европейских стран подозревают в оказании помощи ЦРУ в организации тайных центров содержания подозреваемых в пособничестве террористам. Пользуются ли они услугами организаций вроде агентства Ketchum? «Нет, и никакая пиаровская кампания не может изменить или улучшить имидж страны. Это способна сделать только политика его правительства», - полагает Лидия Аройо.
Мы пытались вспомнить хоть одно правительство, которое нанимало PR- агентов для улучшения имиджа страны, а не отдельных ее лидеров. Образ британского премьера Маргарет Тэтчер был изменен в свое время полностью, от акцента до походки и манеры одеваться. А вот в отношении целого государства такие примеры привести трудно. Правда, с другой стороны, ни в одной стране мира PR не играет столь мощной политической роли, как в России.
Ирина Лагунина