Рок-н-ролл мертв, а PR – еще нет!
- 14 июня 2006 года 07:59
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Музыкальная индустрия по многим аспектам является сезонным бизнесом. Сейчас на дворе лето – традиционное время для музыкальных фестивалей. Попробуем взглянуть на прошлое, настоящее и будущее таких событий с точки зрения маркетинга.
Странный, но действенный PR Вудстока
Музыкальные фестивали начали проводиться еще в незапамятные времена, но, пожалуй, первые из по-настоящему масштабных событий случились в 60-е. Самым запомнившимся из них стал, несомненно, Вудсток.
Интересно, что с точки зрения промоушна, его устроители сработали ниже всякой критики: совершенно непотребные афиши, сложности с продажей билетов (их можно было купить только в ряде районов Нью-Йорка, а также по почте через одну не самую известную радиостанцию) и многое другое.
Особо показательно «позиционирование» события. Один из музыкантов, некто Тони Джеймс (Tonne James) со своей группой, отказался от участия в фестивале – и вот по какой причине: «Когда мы были на Гавайях, мой секретарь позвонил мне и сказал, что какой-то хозяин свинофермы под Нью-Йорком приглашает там выступить…».
В то же время, результат, как говорится, был налицо - тогда на фестиваль приехали около полумиллиона человек. И это говорит не только о сильнейшей программе события и о флюидах «лета любви», как теперь называют то лето, но о том, что спрос на такие мероприятия явно превышал предложение.
Вудсток не стал ежегодным - зато появились другие фестивали, которые стали проводиться на радость публике и рекламодателям из года в год. Так, в 1970 году состоялся первый концерт ставшего за последующие годы всемирно известным Glastonbury Festival (кстати, в цену входного билета (1 фунт), тогда почему-то вошла порция молока – неожиданная, однако оставшаяся в веках «придумка»). Через год в городе Roskilde (Дания) состоялся Sound Festival, организованный при полном отсутствии средств, зато на большом энтузиазме (впрочем, это можно сказать о большинстве фестивалей тех лет).
С тех пор их число с каждым годом увеличивается. И кстати, многие из них так или иначе (в названии, в продвижении и т.п.) обыгрывают слово «Вудсток».
Сегодняшние тенденции – разная музыка и разная не-музыка
Особенных отличий между фестивалями сегодня и 30 лет назад немного, но они все же есть.
Конечно, сегодня появилось четкое бизнес-планирование событий: «если и говорить о том, что Sziget был кем-то четко спланирован, то этот «кто-то», наверное, сам Господь Бог» - говорится на сайте этого относительно молодого мероприятия (15 еще нет) в Венгрии – но это скорее исключение, чем правило.
Что же касается трендов, сегодня одной из основных тенденций становится многоформатность. Если раньше формат «все в одном» расценивался скорее как «минус» событию (первый Roskilde Festival собрал фолк, джаз, рок- и поп-музыкантов все же скорее от бедности), то теперь это – несомненный «плюс».
Соответствует этой тенденции и позиционирование - так, один из крупнейших в Европе российский open-air пивной фестиваль «Крылья» всеми силами стремится уйти от приставки «рок-фестиваль». И дело здесь не только в том, что термин «русский рок» себя давным-давно дискредитировал, но и в общей тенденции – своеобразной «музыкальной политкорректности», когда приверженность одному жанру становится все менее характерной как для слушателей, так и для самих артистов.
При этом, такая многоформатность может стать не только трендом, но, по сути, и брэндом, одинаково привлекательным и престижным как для публики, так и для участников. Например, один из самых статусных мировых фестивалей Montreaux Jazz Festival (Швейцария) проходит одновременно на нескольких площадках. Это позволяет не в ущерб вкусам уж совсем ярых приверженцев того или иного жанра собирать ключевых артистов самых разных жанров: в этом году там участвуют Deep Purple, Massive Attack, B.B.King, Kid Koala, Sigur Ros и многие другие.
Еще одна тенденция – все менее навязчивое спонсорское участие. Еще лет 10 назад корпорации стремились максимально «логотипизировать» фестиваль - можно вспомнить едва ли не самый активного в мире спонсора музыкальных фестивалей компанию Pepsi и фестиваль Sziget, несколько лет подряд называвшийся Pepsi Sziget. Теперь же спонсоры как правило стараются вести себя спокойнее и ищут другие пути продвижения своей идеологии. Так, «Старый мельник» (пивоварня Москва-Эфес) «отбивает» свое участие в «Крыльях» более тонкими способами – еще один слоган события, «душевный музыкальный фестиваль», стал таковым благодаря декларируемой брэндом душевности пива «Старый мельник». Многие бренды обходятся даже без этого, довольствуясь небольшими, но более-менее заметными логотипами.
Кроме того, в последнее время организаторы часто расширяют рамки фестиваля за счет добавления элементов, которые напрямую к музыке не относятся. Эту мысль красиво озвучивает лозунг Roskilde Festival – 2006: «больше, чем музыка». В программе этого мероприятия хэппенинги, кино, искусство и даже «устная речь». Кроме того, последние несколько лет на статусном венгерском Sziget организуются тематические «деревни», в которых представлены ремесла, арт, эзотерика, спорт и культура разных стран. Например, есть там деревня «Африка» с поделками и музыкой всех стран черного континента – там даже косички можно заплести в перерывах между собственно прослушиванием музыки.
Благодаря последней тенденции музыкальные фестивали медленно, но верно начинают походить на советские фестивали дружбы народов. И, кстати говоря, здесь организаторам российских фестивалей – непаханое поле для экспериментов, ведь сегодня ни один из них ничего подобного, по сути, не предлагает. Что-то в таком духе хотели в этом году сделать на «Острове света» в Подмосковных Сорочанах Дмитрий Дибров и Борис Гребенщиков - но мероприятие перенесено в Сад Эрмитаж, в котором организовать «деревеньки», наверное, будет непросто.
Стремление в вечность, или Билл Гейтс как главный PR-герой современной музыки
Как показывает время, в веках фестиваль чаще остается за особенные события, которые на нем произошли. И чем больше их происходит, хороших и разных, тем это утверждение справедливей – никого нынче не удивишь ни количеством звезд, ни количеством зрителей.
В этой связи интересно, каким в истории остался Вудсток. Его все по-прежнему воспринимают в розовом, пусть и слегка психоделически-наркотическом, свете – лето любви, торжество музыки, единение людей... В то время как суровые энциклопедии сообщают нам, что Вудсток - это хаос, грязь, голод, воровство, антисанитария и давка. Учитывая, что никаких пиарщиков на фестиваль тогда не работало, объяснить это может только Пушкин – «Я сам обманываться рад»… Миф создан как бы сам по себе, и никому теперь не подвластен.
Не столь знаменитым (то есть, все остальным) фестивалям со стремлением в вечность сложнее – и надо сказать, что с каждым годом они все больше стремятся запомниться именно немузыкальной частью. Так, на Sziget в 2000 году был установлен рекорд Гинесса, когда по призыву венгерского рэп-исполнителя Sub Bass Monster 1 592 пары слились в едином поцелуе. А в 2005 году там же был поставлен другой рекорд Гиннеса - толпа в 3 000 человек надела красные футболки в поддержку Национального Центра сбора крови. И здесь, кстати, российским организаторам есть над чем подумать…
Зачастую «долгосрочное паблисити» фестивалю делают сами звезды. Джимми Хендрикс, который поджег свою гитару на одном фестивале, Боб Дилан, представивший свой исторический новый звук на другом, неожиданное выступление культовой звезды Игги Попа на третьем или опоздание и драка Жанны Агузаровой на четвертом – эти события тиражируется прессой задолго после фестиваля и приносят дивиденды не только артисту, но и самому фестивалю.
Наконец, тотальная коммерциализация и глобализация музыкальной индустрии часто ставит ее в зависимость от крупных корпораций - еще в 70-е никому бы и в голову не пришло, что на крупнейшем музыкальном фестивале с речью может выступить глава компьютерной корпорации, как это сделал Билл Гейтс во время благотворительного Live 8 в прошлом году. Другой вопрос, что нужно сделать и что сказать так, чтобы эффект от такого выступления оказался соразмерен затратам – господин Гейтс затратил миллиард долларов, отданных на благотворительные нужды фестиваля, а оценивать результат пока что преждевременно.
Сегодня музыкальных фестивалей становится все больше, а их формат – все шире. А значит, пиарщик, работающий в этой сфере, должен становится все изобретательнее: этого банального, но абсолютно верного утверждения пока еще никто не отменял.
Константин Максимюк