Продовольственный брэнд-двойник без гарантий на качество
- 6 июня 2006 года 07:58
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
В машиностроении воспроизвести похожий сегмент товара или продукции дело трудоёмкое и затратное. Про заимствованный ассортимент марок или брендов на продовольственном рынке, который решили исследовать корреспонденты радио «КУРС», этого сказать нельзя – кто посообразительнее, пришёл в магазин, увидел, заимствовал и производи хоть гуся в масле или ливерную колбасу в сливочном шоколаде...
Чья пачка масла?
Объект для исследования журналистам подсказали представители малого и среднего бизнеса из Курска. Пишущая братия приняла это предложение на вооружение и отправилась в магазины за визуальными исследованиями того сегмента продовольственного рынка, наполняемость которого обеспечивают те, в поддержку которых как минимум раз в месяц, иногда чаще, ратует президент России Путин. Но, поскольку Президент РФ высоко и ему не всегда в силу должностных обстоятельств докладывают специальные фискальные органы, что в России прописался один из видов малого теневого предпринимательского бизнеса, именуемый на бизнес сленге, как брэнд-двойник, выяснять корни народившейся проблемы журналистам приходиться основываясь исключительно на неофициальных пояснениях добросовестных производителей. По понятным причинам, производитель не очень готов говорит правду о подводных течениях на продовольственном рынке по понятным причинам. За правильные суждения не всегда могут ответить взаимностью.
Итак, в последнее время брэнды-двойники можно легко и часто обнаружить на прилавках магазинов Курска. Это и молочные, и колбасные, и сливочное масло в разнообразной упаковке и т.д. Ну и что? Так скажет или подумает досужий потребитель: было бы красиво и дешево, а там хоть брэндом-тройняшкой называйте, нам обманутым и бедным всё равно не понять.
Реклама за счёт соседа
Действительно, современного потребителя уже привыкшего к тому, что он в основной массе легко берёт то, что успел разглядеть в процессе просмотра многосерийного сериала про любовь и кровь с перерывом на обед, реально легко провести в магазинах на схожих этикетках того или иного продукта. Потребителю, как минимум всё равно с каким окончанием будет марка производителя, главное чтобы дешево и почти вкусно, и ещё главнее без последствий для организма. С очищением последнего иногда возникают сложности не только с точки зрения медицины.
О чём разговор, главное дёшево…
Речь в данном случае идёт о справедливом и прозрачном конкурентном соревновании производителей, а также про нахождение на рынке сбыта, опять же пускай и конкурентов, но добросовестных партнёров-конкурентов, а не тех, кто создаёт быстро фирмочку максимум на год и под уже раскрученным, пускай и другом-соседом, брэнда, начинает вполне легально выпускать продукцию.
В реальности же всё выглядит с точностью наоборот. Нет. К счастью, совесть у производителей товара под чужим или схожим с чужим, раскрученным брендом, всё-таки есть. И они, специалисты продовольственного контрафакта, мало-мальски на практике уважают закон: чтобы проверяющие фискальные органы не придрались ни к заимствованному названию. Например, в известном бренде сливочного масла от «КурскМаслоПродукт», на пачках меняется только окончание в наименовании. Допустим, на «Курскмаслопром» и т.д. По мнению экспертов радио «КУРС» такое воровство с небольшим изменением орфографии раскрученного уже брэнда и есть брэнд-двойник.
В розничной сети Курска и области в последнее время довольно часто появляются товары, например, до боли знакомое сливочное масло в пачках, с похожими названиями, что уже вызывает путаницу как у потенциальных клиентов, так и у владельцев торговых предприятий. Но отвечать за качество продукта, обиженные брэндами-двойниками потребители бегут к тому, чью рекламу они запомнили. Разумеется, фирмач-однодневка на это и рассчитывает. Зачем платить дважды за одно и тоже, если сосед уже вложил в рекламный бюджет масла «КурскМаслоПродукт» солидные суммы. Остаётся только использовать и при отсутствии законодательных норм немного навариться прибылью. А если? Если на данное время и действие пока не воспринимается, поскольку добросовестный производитель из числа современных представителей малого бизнеса только после встречи на прилавках магазинов с продукцией от владельца брэнда-двойника начинает понимать, что его используют и за его же счёт.
Люди добрые, берегитесь брендовой подделки!
Кое-какой выход есть, и искать его необходимо в государственной структуре Роспатент. Как бы официальная регистрация бренда для защиты от конкурентов может слегка, и спасти на первоначальном этапе. В то же время, контролирующим органам, особенно в регионах, чисто практически недосуг заниматься ещё и проверкой, чьё масло и чей бренд. На практике проверяющим нет дела до того, как прописано название продукта с окончанием на «е» или «а», «продукт» или «промпродукт». Даже при законодательно утверждённом бренде, враги не сдаются. Но это, говоря языком военных прапорщиков: только цветочки, а ягодки ещё впереди.
Созвучность в наименовании товара путает даже журналистов, которых как, казалось бы, на мякине не проведешь. В реальности, сегодня на прилавках курских магазинов покупатели не прочитав полностью наименование, берут давно полюбившееся масло в упаковке, например, как бы от КурскМаслоПродукта, а на поверку выходит, что в наименовании подпольные владельцы давно разрекламированного брэнда масла изменили всего лишь окончание и покупателю достаётся уже масло в упаковке от «Курскмаслопрода». О качественной стороне продукта разговор отдельный. Непосвященному потребителю разобраться в этих окончаниях довольно проблематично, поэтому вполне может получиться, что репутация, например, компании «КурскМаслоПродукт» будет запятнана, хотя эта фирма здесь абсолютно ни при чем.
Подобные коллизии в последнее время стали возникать довольно часто, но компании, разработавшие товарный брэнд всё-таки могут защитить себя от такого рода недоразумений. Надо своевременно запатентовать свой товарный знак, который не является наименованием фирмы. Согласно Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», зарегистрированный товарный знак может «служить основанием для отказа иному лицу в регистрации товарного знака, признания недействительными предоставления правовой охраны товарному знаку иного лица или запрещения иному лицу использовать товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком».
Кстати, контролирующие органы во всех почти областях Черноземья, пока на практике и не стремятся обращать внимание на появляющиеся на рынке продовольствия брэнды-двойники.
Внимание официальная подделка!
Существует ли вероятность того, что продукция, выпущенная под брендом-двойником, безопасна для потребителя? По мнению прозрачного производителя, вложившего средства не только в создание и развитие производства, но и в рекламную кампанию по продвижению товара или бренда – это кому как нравится, коммерсанты выпускающие товар под брендом-двойником сознательно идут на использование сырья низкого качества. Отвечать перед потребителем им на сегодня не придётся. По действующему стандарту, на той же пачке сливочного масла достаточно пропечатать ГОСТ и «кушайте на здоровье». За продукт при наличии сертификата!!! Отвечает по действующим правилам тот, кто реализует продукцию.
В ходе специального расследование, журналисты установили, что чаще производители используя слегка подправленный бренд товара, расфасовывают в пачки так называемое низкосортное масло и получают прибыль практически из сливочного маргарина. Тогда как владелец официально зарегистрированного бренда, фасует масло действительно сливочное с реальным содержанием молока и других требуемых по ГОСТу компонентов.
Почему у владельца бренда стоимость продукции несколько дороже? Как пояснили специалисты-технологи, например, на территории Курской области практически не осталось предприятий, где могут реально изготавливать действительно сливочное масло. При двух трёх уже зарекомендовавших себя компаний фасующих масло, в курском регионе действует порядка шести фирм-однодневок поставляющих в торговую сеть «дешёвое» масло. На сегодня в России, основная масса масла идёт из Вологды. В регионах же Черноземья из-за катастрофического недостатка молока выпускается мизерная доля собственного масла. Хотя на прилавках всевозможных курских магазинов покупатель видит множество пачек сливочного масла. Откуда поступает масло в Курск для расфасовки? В основном из Москвы. В Первопрестольную же основной объём масла поставляется из ближнего и дальнего зарубежья. Естественно, как говорят специалисты сливочно-маслянистого производства, на рынок под видом масла легко попадает подобие упакованного в привычную глазу фольгу сливочного масла.
PS: На сегодня, например, известно о том, что руководству компании «Курскмаслопродукт» пришлось срочно зарегистрировать свою марку сливочного масла в пачках, чтобы раскрученный бренд не попал в разряд продукции от которой из-за теневых пользователей чужого бренда у покупателя не вырабатывалось отвращение. Бренд-двойники живут в Курске исключительно за счёт отсутствующей организации хорошего контроля со стороны фискальных органов. По неофициальной естественно информации на сегодня есть и административное прикрытие воришек-производителей брендов.
Чтобы исключить дальнейшее развитие подделок в части бренда или марки продукта, официальные владельцы брендов вынуждены осваивать выпуск более дорогих видов продукции, поскольку подделывают исключительно дешёвые сорта. На подделку дорогого бренда теневые «совладельцы» бренда не рискуют из-за значительных финансовых вложений и трудозатрат.
К сведению Роспотребнадзора и не только:
В Курске и не только в Курской области, а также в соседствующих регионах Черноземья, встречаются следующие бренды-двойняшки:
- КурскМАСЛОпрод
- КурскэлитМАСЛОпром
- ЛьговМАСЛО
- Молочный дом
И пока готовился данный материал, из Белгородской области пришло сообщение о том, что производители колбасной продукции вынуждены в срочном порядке начинать борьбу брендам-двойникам. Оказывается и колбасу, и не только дешевых сортов, но и дорогую можно легко подделать. Правда, качество при этом видно невооружённым глазом при ближайшем рассмотрении содержимого разрезанного колбасного батона…