Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Фитнес-клубы работают с теми, кто сам пришёл

Можно прочесть призыв посетить занятия на водосточной трубе или вытащить листовку из собственного почтового ящика. Теоретически такое обилие предложений предполагает высокий уровень развития рынка и, следовательно, серьезную обеспокоенность фитнес-центров проблемами собственного продвижения.

На практике этого не происходит. Изучение целевой аудитории представители рынка фитнеса полагают излишним — с их точки зрения, специфика услуги и установленная ценовая планка сами по себе служат надежными фильтрами для «отсева» всех, кто не является ЦА. Ну, а те, кому фитнес интересен, придут, по мнению ответственных за продвижение этих услуг, сами — главное, чтобы они знали адрес, по которому можно прийти.

Во многом такая позиция объяснима — «пропускная способность» любого фитнес-центра рассчитана на определенное количество занимающихся, и превышение «потолка» также нежелательно, как и отток посетителей. Задача, таким образом, сводится к нахождению некоего оптимального баланса — чтоб основная масса клиентов не ушла, но и чтоб их не пришло слишком много. Некоторая активность наблюдается при открытии нового фитнес-центра или зала, но как только контингент посетителей набран, наступает затишье.

Как правило, реклама фитнес-центров — это информация о существующем предложении (открытие нового зала, развитие нового направления, сезонные скидки). Большинство ответственных за продвижение фитнес-услуг полагают, что потребителю достаточно узнать о существовании того или иного зала (скидки, услуги), и тот, кому интересно — придет сам, а тратить время на остальных — излишняя роскошь.

Типичная реклама фитнес-центра или зала содержит логотип, название, адрес (крупно и четко) и перечень предлагаемых услуг, при этом даже такой элемент как слоган присутствует далеко не всегда, зато информация о скидках или приглашение на открытые бесплатные уроки указывается обязательно — конечно, в тех случаях, когда такие акции проводятся.

Большинство маркетологов фитнес-индустрии полагают, что для потребителей определяющим фактором выбора фитнес-центра служит его местонахождение. По мнению Владислава Пиликина, менеджера по маркетингу оздоровительного центра «Спарта», услуги фитнес-центра интересны только людям, живущим поблизости.

«Фитнес — это такая вещь, что не поедет человек заниматься в зал на другой конец города. А если зал поблизости — он зайдет». Его позицию разделяют представители практически всех фитнес-центров Санкт-Петербурга — центр «Фитнес Формула», например, позиционируется как «клуб людей, живущих на Васильевском острове».

По словам Елены Мельник, менеджера по маркетингу и PR компании «Фитнес Формула», реклама распространяется только в пределах Васильевского острова — при этом наружная реклама фактически выполняет роль дорожных указателей и сосредоточена в непосредственной близости от фитнес-центра (и, кстати, каждый рекламный щит снабжен стрелочкой, указывающей направление, в котором надо идти), заключены партнерские программы по обмену рекламными материалами с тридцатью кафе и магазинами, расположенными на Васильевском острове, а различные промо-акции (раздача листовок) проводятся на прилегающих к фитнес-центру улицах.

Ответственные за продвижение фитнес-центров расходятся во мнении — какой вид рекламы наиболее эффективен. С точки зрения Владислава Пиликина, наибольшую отдачу приносит прямая адресная реклама - раскладка листовок по почтовым ящикам, Елена Мельник считает наиболее эффективным способом продвижения партнерскую программу по обмену листовками, а Ирина Варулина из фитнес-клуба «Винт» возлагает основные надежды на наружную рекламу.

Модули в прессе размещают практически все «локальные» фитнес-центры, однако реклама этого вида расценивается, скорее, как необходимость соблюдения «правил игры» и рассчитывать на отдачу от нее не приходится — это просто часть обязательного «джентльменского набора». Исключением в этом случае являются серьезные информационные поводы: открытие нового зала, создание на площади фитнес-центра welness-комплекса и т.д. — в этих случаях реклама в «глянцевой» прессе на общегородском уровне обязательна.

С другой стороны, реклама сети «Планета Фитнес» регулярно появляется практически во всех life-style журналах, рекламный модуль содержит перечень адресов спортивных залов, расположенных в разных районах города. Информация о скидках и каких-либо сезонных акциях размещается по большей части на сайте этой сети.

Фитнес — сезонный бизнес, поэтому большинство центров и клубов обязательно проводят весеннюю рекламную акцию. Как правило, она сводится к предложению дисконтных и льготных карт, бонусов и т.д.

«Формула Фитнес», используя преимущества своего географического положения, усиливает промоутерскую активность. «Наши девочки в фирменных кепочках ходят по пляжу у „Прибалтийской“ и раздают листовочки», — рассказывает Елена Мельник.

Вторая рекламная кампания либо проводится осенью и сводится к напоминанию о существовании центра, либо не проводится вообще. Исключение составляет сеть Reebok-Maxisport, постоянно информирующая потенциальных клиентов о своем существовании. При продвижении этой сети акцент сделан на полном соответствии стандартам Reebok, максимально широком диапазоне предлагаемых услуг (от аэробики до скалолазания) и гарантии высокого уровня обслуживания, и, хотя основная нагрузка также ложится на наружную рекламу, щиты и перетяжки, информирующие о существовании одного спортивного центра и предстоящем открытии другого, расположены на центральных улицах города.

Отношение представителей фитнес-бизнеса к рекламным агентствам трудно назвать уважительным. РА, в их понимании, — это инструмент для решения каких-либо технических задач. Они нужны, чтобы изготовить и повесить перетяжку, сделать и разместить щиты или какие-либо другие конструкции, в редких случаях — помочь решить проблемы с типографией.

«У нас есть свой человек — когда надо модуль в прессу поставить, листовки в типографии напечатать, он сам макет рисует и договаривается. А рекламные агентства — зачем, за что им платить?» — недоумевает Владислав Пиликин.

По словам Елены Мельник, они много лет сотрудничают с одной типографией. «Там женщина-дизайнер — она для нас всегда рисует, она уже знает, что нам надо. Мы в ней уверены, нам ее не надо контролировать», — говорит она.

В то же время, существуют ситуации, когда без помощи РА не обойтись. «Конечно, мы сотрудничаем с рекламными агентствами — нам же не сделать самим какую-то конструкцию, не повесить без них ничего», — утверждает Наталья Петрова, менеджер по маркетингу клубов Reebok и Maxisport.

Выбор рекламного агентства в качестве партнера определяется возможностями фитнес-центра и кругом решаемых проблем. «Рекламное агентство мы выбираем, конечно, прежде всего, по ценовому признаку. Я, например, очень довольна агентством „АФКАП-Русь“, они нам все щиты всегда очень хорошо делают и размещают тоже хорошо».

Наталья Петрова в качестве постоянных партнеров своего фитнес-центра называет РА «Серебряный век», «SPN Ogilvy» и AGC-Media.

Наиболее актуально для фитнес-центров сегодня не столько привлечь новых клиентов, сколько удержать уже существующих. По оценкам Елены Мельник, «доля удержавшихся клиентов — меньше 50% от числа пришедших».

Способом повысить лояльность занимающихся в «Фитнес Формуле» считают создание дружеской обстановки, проведение корпоративных вечеров, выезды с клиентами за город, а также создание специальных детских программ и работу с детьми.

К программам повышения лояльности относится и создание «идеологии фитнеса», при этом в разных клубах ее и понимают по-разному. Стиль жизни «фитнес» может означать — по трактовкам различных центров — здоровый образ жизни, стиль жизни успешных людей или стиль жизни людей, выбирающих лучшее. К примеру, в центре «Фитнес Формула» организуют встречи с профессионалами фитнес-индустрии, читают лекции о правильном и здоровом питании, продвигают продукты серии «фитнес». В клубах «Планета Фитнес» устраивают встречи с публичными персонами — например, с Жанной Фриске — которые рассказывают о способах достичь успеха. А в центре «Галактика» менеджеры «по большому секрету, только Вам» сообщат, что в парикмахерской при центре работает личный стилист Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова («Только два дня в неделю, и запись к ней — за месяц»).

Впрочем, Наталья Петрова полагает гарантией лояльности высокий уровень сервиса. «Когда человек приходит в клуб, где он получает достаточно высокий сервис, занимается на оборудовании высокого качества, вообще получает по-настоящему качественное обслуживание, он уже не пойдет никуда. Гарантией лояльности может быть только уровень сервиса», — утверждает она. По-видимому, такой гарантией служат слова «соответствие стандартам Reebok», в обязательном порядке присутствующие на всех рекламных модулях, щитах и перетяжках сети.

Конкуренция внутри сегмента практически отсутствует, несмотря на значительное количество фитнес-центров в нашем городе и сравнительно давнюю (не меньше восьми лет) историю этого рынка в России. Но успех сети «Планета Фитнес» признают все игроки рынка, однако объясняют причины этого успеха очень далекими от маркетинга соображениями. «У них хорошие инвесторы, в этом все дело», — вздыхает Елена Мельник.

С точки зрения Елены, для этого бизнеса страшны не внутренние, а внешние конкуренты — в частности, для фитнес-центров серьезную угрозу, по ее мнению, представляет активно развивающаяся в последнее время SPA- и welness-индустрия. «Фитнес — это работа, — говорит Елена Мельник, — и к этой работе готовы далеко не все. А — это кайф, удовольствие, ты расслабляешься, а результат — такой же. Разумеется, это многим понравится гораздо больше».

Со своей стороны, представители welness-индустрии придают большее значение проблемам продвижения на российском рынке, чем представители фитнес-бизнеса — ежегодно проводятся саммиты участников SPA-индустрии, в рамках деловой программы выставки N. I. C.E проходят конференции или семинары по проблемам развития SPA-индустрии… Для фитнес-индустрии такая активность не свойственна, тем не менее приход на рынок новых игроков (сети Maxisport, очень активно продвигающий новые залы), а также обостряющаяся конкуренция с welness-центрами, возможно, вынудят представителей рынка фитнес-услуг пересмотреть свои взгляды на стратегию продвижения.

Кира Обухова

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте