В Беларуси слово «пиар» больше не ругательное
- 31 мая 2006 года 07:58
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Интересный вопрос. Потому что ответ на него показывает статус данной сферы услуг в нашем обществе – ведь язык всегда отражает степень ассимиляции инородного (или просто относительно нового) явления в нашей жизни.
В газетах уже давно пишут «пиар» − обычное такое слово, мужской род, второе склонение. Мы отчасти разделяем такой подход, потому что в общественном мнении произошла важная перемена: слово «пиар» больше не ассоциируется у большинства людей только с прилагательным «черный». Оно перестало быть чужим, ругательным, иностранным и непонятным. И свидетельство тому − участившиеся в последнее время звонки менеджеров среднего звена в PR-агентства. Эти люди – соль бизнеса, от их мнения и установок зависит если не все, то очень многое.
Как бы ни был продвинут топ-менеджер, каких бы там MBA не заканчивал, если «средний класс» не принял инновацию, остальное – пустые хлопоты. Но вот свершилось: В Беларуси о пиаре активно и с уважением стали говорить в курилках, на корпоративных вечерах, в тренажерном зале, в маникюрных салонах. Народ созрел? Аллилуйя!
Чтобы избежать классических ошибок, по праву опытных мы решили дать несколько полезных советов тем, кто осознал необходимость заниматься систематическим PR-обеспечением своего бизнеса. Во-первых, из того небольшого списка белорусских PR-предприятий, который вам удалось выудить из интернета, вычеркните тех, кто указывает «PR-услуги» после «рекламы на автомобилях, печати визиток и производства сувенирной продукции». PR – это специализация, так принято, так сложилось во всем мире. Нельзя оказывать PR-услуги между делом. Ищите профессиональные агентства.
Во-вторых, при встрече обязательно поинтересуйтесь специализацией предприятия. Бойтесь фразы «мы умеем делать все». Правильный ответ – «мы предлагаем полный комплекс PR-услуг, но наши наиболее удачные проекты осуществлены в области… (далее возможны варианты - работы с прессой, организации корпоративных праздников, промо-акций, event-мероприятий и т.д.). Здесь как в автобизнесе: или ты занимаешься «японцами» или тюнингом Mercedes. Сфера PR-услуг – очень математична на самом деле. Здесь все измеримо и в цифрах, и в других единицах. Задайте вопрос о том, как агентство намерено просчитывать эффективность планируемой кампании, каким образом оно даст вам возможность оценить эту эффективность в бизнес-режиме.
И, наконец, третье - клиенты! Это − лакмусовая бумажка успешности агентства. Но и тут − внимание! Не верьте безоговорочно тому, что написано на cайте или указано в рекламном буклете. У нас уже, похоже, стало модным включать в списки клиентов уважаемые компании, с которыми − максимум − состоялись переговоры, не приведшие к реально осуществленному проекту. Уважаемая компания с удивлением обнаруживает себя в списке клиентов небольшого, но амбициозного PR-агентства. Удивляется. Иногда до такой степени, что может подать на агентство в суд. Но практика «присвоения» себе несуществующих клиентов среди «молодых и амбициозных» агентств – это факт, который не прибавляет оптимизма.
Чтобы не попасться на такую удочку, наберите название заинтересовавшего вас предприятия, например, в Yandex или Google. Интернет – беспристрастный судья. Если агентство толковое (то есть оно есть, работает и именно в сфере пиар) – вы найдете интересную и конструктивную информацию, если дутое – не найдете ничего или обнаружите негативные отклики подрядчиков или партнеров.
Все эти советы нужны, конечно, только тем, у кого нет доброго товарища или коллеги, уже прошедшего свои «университеты» и знающего «что почем» на белорусском рынке PR-услуг. Ведь у нас по-прежнему мнение знакомых − лучшая рекомендация. Как ни странно, но применительно к нашей сфере деятельности эта схема работает. К нам приходят, ссылаясь на рекомендации. Иногда – на интернет-сайт. И, как правило, такое обращение выливается в проект или долговременное сотрудничество. Потому что в таком случае клиент точно знает, какой вид корпоративной коммуникации ему необходим. Конечно же, PR. Ой, простите – конечно же, пиар!
Аналитическая группа PR&BTL агентства «Артстайлер»