Голливуд берет Россию на прокат
- 30 марта 2006 года 07:59
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Эксперты объясняют их действия бурным ростом российского рынка кинопроката и, как следствие, желанием мейджоров контролировать свои доходы в России.
До недавнего времени интересы всех крупных голливудских мейджоров представляли российские дистрибуторы. Первым в Россию пришел международный кинодистрибутор United International Pictures (UIP), представляющий на международном рынке продукцию трех голливудских мейджоров - Paramount, Universal Company и Dreamworks. В 2004 году UIP открыла представительство на базе своего российского дистрибутора "ИстВест", с которым сотрудничала с 1989 года. В ноябре 2005 года российская "дочка" появилась у Sony Pictures Entertainment, в состав которой входят голливудские мейджоры MGM и Columbia Tristar. При этом соучредителем новой компании Monumental Pictures стала российская компания Patton Media: предполагается, что киностудия будет производить телепрограммы и художественные фильмы на русском языке.
В феврале 2006 года о выходе на российский рынок кинодистрибуции заявила компания 20th Сentury Fox, которая ранее работала в России с дистрибутором "Гемини фильм". На базе этой компании 20th Сentury Fox создала свою дочернюю структуру ООО "Двадцатый век Фокс", которое займется прокатом фильмов мейджора в европейской части России. Азиатская часть страны пока останется за "Гемини фильм". А The Walt Disney Company решила выходить в Россию самостоятельно: в марте компания объявила о создании своего собственного подразделения в России, которое будет заниматься как дистрибуторской деятельностью, так и вкладывать деньги в съемки российских полнометражных мультфильмов и игрового кино на русском языке.
Таким образом, об открытии своих офисов в России объявили почти все крупные мейджоры, кроме Warner Brothers, которая предпочла пролонгировать договор с российской компанией "Каро-премьер" еще на два года, рассказали "Бизнесу" несколько участников рынка. Директор по международным связям "Каро-премьер" Ирина Усачева это подтвердила: "Пока у Warner Brothers нет планов по открытию офиса в России. Но открытие самостоятельных представительств является стандартной схемой работы во всех странах мира при условии, когда рынок достигает определенного уровня развития,а посещаемость кинотеатров в стране неуклонно растет. Так или иначе любая мейджорская структура приходит к решению выходить на рынок напрямую".
Эксперты объясняют экспансию мейджоров в Россию бурным ростом российского кинорынка. "Интерес к России обусловлен тем, что по объему сборов российский кинорынок входит в мировую десятку крупнейших, игнорировать его мейджоры уже не могут",- считает первый замгендиректора медиахолдинга "Профмедиа" Марина ЖигаловаОзкан, с 3 апреля вступающая в должность управляющего директора российского подразделения The Walt Disney Company. По данным компании "Невафильм", мировые сборы в 2005 году составили около $20 млрд, российские- $375 млн. "При этом рост проката в европейских странах стабилизировался, а в России рост пока есть. Мы предполагаем, что он продолжится до 2010 года",- полагает гендиректор UIP Евгений Бегинин.
Жигалова-Озкан считает, что затраты на открытие собственного офиса в России "с лихвой окупаются прибылями, которые здесь можно получить": "Необходимо также отметить, что объем и темпы роста российского рынка телерекламы делают ведущие российские телеканалы важными клиентами для мейджоров.
Сейчас в прайм-тайме на телевидении доминирует российский контент (около 90%), однако мейджоры уверены, что у них есть форматы, которые с успехом могут конкурировать с российской продукцией".
Еще одна причина выхода мейджоров на российский рынок - нежелание делиться доходами от проката с дистрибуторами, говорят эксперты. "Это чисто экономический вопрос.
Мейджоры хотят контролировать ситуацию, им выгоднее не заключать контракт с дистрибутором, а покупать кадры.
Почти все представительства откроются на базе своих бывших прокатчиков",- констатирует гендиректор агентства "Кармен медиа" (занимается рекламой в кинотеатрах) Павел Шиловский.
Как правило, сети кинотеатров получают около половины сборов от проката картины, около 50% достается дистрибутору, из них 35% - мейджору.
"Причем когда мейджор работает с дистрибутором, все отдается на предпочтения агента, именно дистрибуторы решают вопрос о прокате той или иной картины, каким количеством копий его выпускать, каким кинотеатрампредлагать и сколько тратить на рекламу",- отмечает Евгений Бегинин из UIP.
Агент руководствуется тем, что выгодно ему. Иногда он не будет выпускать ту или иную картину, а студия из стратегических соображений выпустит этот фильм в прокат, потеряв некоторые деньги на кинопрокате, но заработав потом на DVD или на телевидении, поясняет Бегинин. А гендиректор компании "Невафильм" Олег Березин считает, что открытие мейджорами российских офисов "лишь вопрос контроля": "Сейчас все оговорено с дистрибуторами, в будущем все расходы, в том числе на продвижение картины, лягут на плечи мейджоров. Думаю, это больше вопрос контроля и подчиненности, но не экономии денег".
Как рос рынок
По данным журнала Action, лидеры по кассовым сборам 2005 года: «9 рота» (снята по заказу компании «СТС медиа», сборы - $25,6 млн ) , «Турецкий гамбит» (по заказу «Первого канала», сборы - $18,8 млн). Третье и четвертое место занимают картины с примерно одинаковыми сборами: «Война миров» (Paramount Pictures, сборы - $10,5 млн) и «Мистер и миссис Смит» (20th Century Fox, сборы - $10,1 млн).
По данным журнала «Кинобизнес», в 2005 кинопрокатном году (с 1 декабря 2004-го по 30 ноября 2005 года) на экраны было выпущено 62 отечественных фильма, которые принесли $94 млн.
В 2004 году 51 фильм собрал $32,5 млн. Таким образом, рынок российских фильмов в 2005 году вырос почти в три раза.
Анастасия Васильева