В поисках утраченного времени
- 10 марта 2006 года 07:56
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Ничто так не объединяет телезрителей, как единодушная неприязнь к телевизионной рекламе. Чиновники, бюджетники, военнослужащие и творческая интеллигенция одинаково недолюбливают эту наглую и вульгарную выскочку, мнящую себя полновластной хозяйкой телеэфира. И неспроста. Кому из нас не случалось вздрагивать в кульминационный момент интересного фильма, когда на экране - без всякого перехода в виде рекламной заставки - возникали истеричные барышни с кучей хозяйственных и медицинских проблем или, напротив, жизнерадостные юноши, забывшие обо всем на свете после банки-другой бодрящего пенного напитка? Скрыться от этих монстров нет никакой возможности: переключение на другие каналы показывает, что там идет точно такая же реклама. Поразительная синхронность демонстрации рекламных роликов на разных кнопках - главное достижение тружеников телевизионного рекламного рынка. В ближайшее время им придется задуматься об изменении отработанной технологии рекламной верстки. На подходе новый закон "О рекламе", регламентирующий объем телевизионной рекламы и продолжительность рекламных пауз.
По новому закону общая продолжительность телевизионной рекламы не может превышать 20 процентов вещания в час (12 минут) и 15 процентов общего времени вещания канала в течение суток. Эти нормы относятся не только к рекламным роликам, но и к показу так называемых телемагазинов, и к рекламе в виде бегущей строки. Уровень звука рекламного ролика не может превышать средний уровень звука прерываемого рекламой формата. Продолжительность рекламного блока, прерывающего телевизионную программу или художественный фильм, не должна быть более 4 минут. Эти нормы будут действовать с 1 июля 2006 года до 1 января 2008 года. Потом рекламное время предлагают ограничить 15 процентами вещания в течение часа (9 минут). В детских и образовательных телепередачах продолжительностью не менее 15 минут закон разрешает показ одной минуты рекламы в начале телепередачи и перед ее окончанием. Прерывание телепрограммы рекламой должно обязательно предваряться сообщением о ее последующей трансляции.
Отдельного упоминания заслуживают специальные ограничения на использование образов детей в рекламе социально опасных товаров, таких, как алкоголь, табак, пиво, азартные игры, запрет на рекламу пива в телевизионных программах с 7 до 22 часов по местному времени и ужесточение требований к рекламе фармацевтических препаратов. С экранов наших телевизоров должны исчезнуть псевдоврачи и их счастливые пациенты, исцелившиеся от всех мыслимых недугов.
Этот документ - мечта телезрителей - уже прошел Госдуму и Совет Федерации и, судя по недавнему выступлению первого вице-премьера Дмитрия Медведева, обязательно будет принят. Даже если потом в него придется вносить существенные изменения в связи с настойчивыми пожеланиями представителей российского телесообщества. "Это не проблема - ограничить рекламное время 15 процентами вещания в сутки, - жалуются телевизионщики. - Проблема - урезать его до 20 процентов в час". Пока никто не понимает, как "впихнуть" в эту квоту алчущих эфира рекламодателей, рвущихся не абы куда, а, разумеется, в прайм-тайм. Очевидно, что за дефицитные рейтинговые тайм-слоты предстоит нешуточная драка, и рекламные расценки рванут вверх. Пока крупнейшие медиаселлеры, вроде рекламного монстра "Медиа Сервис Видео Интернешнл", работающего с большинством телеканалов, избегают каких бы то ни было ценовых прогнозов - мол, до июля еще далеко. При этом они уже уведомили своих клиентов о вынужденном пересмотре действующих контрактов. Сейчас некоторые продавцы рекламного времени говорят о 10 - 20-процентном повышении расценок, а некоторые предсказывают 30 - 50-процентный рост цен!
По общему мнению, хуже всех в этой ситуации придется частным, преимущественно сетевым каналам. "Новый закон бьет по бурно развивающемуся коммерческому телевидению - по региональному, и прежде всего сетевому, - говорит президент СТС-Медиа Александр РОДНЯНСКИЙ. - Я подозреваю, что среди разработчиков закона не многие знали о том, что СТС, ТВ-3, ТНТ, REN TV и другие - это не просто каналы, а телевизионные сети, которые делят рекламное время с региональными компаниями в пропорции 70:30. У них и так намного меньше рекламных ресурсов, чем у федеральных каналов, а теперь и эти ресурсы хотят урезать. При этом никто не задумывается о том, что наше сетевое телевидение уникально. Оно создает единое информационное пространство огромной страны, дающее людям возможность смотреть одни и те же программы и сопереживать одним и тем же событиям - от Калининграда до Владивостока. Теперь это завоевание оказывается под угрозой, как и целые сегменты телевизионного производства, на которые просто не будет денег".
"Да ладно! Деньги будут! - возражают Роднянскому со товарищи защитники рекламных реформ. - Продавцы рекламы поднимут цены, и вещатели не останутся внакладе". Поднять-то они их поднимут, кто бы спорил. Да только повышение рекламных расценок отзовется неминуемым подорожанием рекламируемого товара. За удовольствие, как всегда, заплатит потребитель.
Елена Ланкина