Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


История одного PR-мена

Можно ли в Латвии сделать карьеру PR-мена? Чем занимается профессиональный пиарщик? Какими навыками нужно обладать, чтобы работать в сфере PR? Об этом и многом другом читателям «Делового» рассказал Илмарс Ярганс, руководитель отдела по связям с общественностью Aldaris.

Путь карьериста

Еще школьником, в советское время Илмарс работал летом на заводе Aldaris в лимонадном цеху разнорабочим. Одно время - даже сироповарщиком 4-го разряда (это его первая запись в трудовой книжке). По тем временам зарабатывал очень неплохо - 180-200 рублей. «Для школьника это были сказочные деньги», - вспоминая о прошлом, сказал Илмарс. (Сегодня ежемесячные доходы Илмарса включая преподавательскую деятельность измеряются четырехзначным числом.) На первую зарплату будущий PR-мен купил брезент и сшил себе штаны.

После школы Илмарса призвали в армию. Потом - университет. Студентом Илмарс был примерным, получал ленинскую стипендию. «Несмотря на то, что учебе нужно было уделять много времени, я умудрялся работать лаборантом в двух местах - в институте физики твердого тела и в институте органического синтеза», - рассказал он «Деловому».

В рекламный бизнес (который со временем перерос в профессиональный PR) наш герой попал случайно: «Одно время я работал в небольшой фирме, которая занималась обучением бухгалтеров. Кому-то нужно было делать рекламные объявления и сотрудничать с прессой». Эти кем-то оказался Илмарс.

Приход в Aldaris оказался почти мистическим: «Как-то на семинаре мы говорили со студентами о латвийских компаниях с лучшей репутацией. Номером один оказался Aldaris. На том же семинаре я сказал студентам, что мне хотелось бы там поработать». Спустя несколько дней Илмарс увидел объявление в газете о вакантной позиции в компании его мечты. Решил попробовать свои силы в открытом конкурсе, в котором принимали участие около ста человек, и успешно его прошел.

Илмарс очень доволен своей текущей работой: «Каждый день приходит с новыми вызовами. Aldaris - одна из самых больших компаний в Латвии. Это компания, по которой часто узнают нашу страну. Для меня это очень важно, потому что я могу гордиться своей работой, что важнее других факторов».

В обязанности Илмарса входят координация публикаций о компании и ее продукции в СМИ, разработка и ведение спонсорских программ, внутрифирменные коммуникации (включая выпуск внутреннего корпоративного издания). Илмарс участвовал и в разработке системы ценностей предприятия и основ корпоративной культуры. Сегодня именно он несет ответственность за имидж предприятия и его репутацию.

Есть две модели создания репутации. Первая напоминает Солнечную систему: в середине находится руководитель компании - солнышко, вокруг которого все вертится. «Так, например, строят репутацию некоторые политические партии и даже банки. Организация ассоциируется с конкретным человеком. Однако если этот человек по какой-то причине уходит из компании, фирма теряет не только узнаваемость, но и стабильность», - рассказал Илмарс.

Репутацию же Aldaris он выстраивает по второй, корпоративной модели: от имени фирмы в прессе появляются несколько специалистов в своих областях - главный пивовар, менеджеры по маркетингу, директор по производству и т. д. Это труднее, но, если думать перспективно, дает более качественный результат: компанию воспринимают не как одного человека, а как команду профессионалов.

На сегодня сам Илмарс считает, что в области PR в Латвии он достиг почти вершины возможного. В будущем он планирует более плотно заняться наукой и закончить книгу. Об интересующей же его работе PR-мен сообщил следующее: «Меня очень привлекают страны ближнего зарубежья - Белоруссия и Украина. Хотелось бы хоть пять лет пожить и поработать там. Это совсем другие масштабы, возможности и перспективы». А в заключение Илмарс сказал с улыбкой: «А когда уйду на пенсию, буду консультировать людей по астрологии».

Огонь как образец пиара

По мнению Илмарса, очень успешной оказалась презентация «огненного» пива - Uguns Alus, которую он организовал и провел в Музее пожарных. «Это было настоящее шоу - не как у всех», - сказал PR-мен. «Нам удалось удачно связать 140-летие латвийских пожарных и компании Aldaris. Весь зал музея был наполнен пожарными, журналистами и другими посетителями. Новость получилась сама по себе. Это нечто такое, о чем журналистам захотелось написать, а читателям - прочитать». 13 октября прошлого года анонсировали новую марку. В тот же месяц объем продаж Uguns Alus достиг 11 тысяч, а в ноябре - 12 тысяч декалитров. «Для нового продукта - это более чем хороший результат», - утверждает Илмарс. Для сравнения: в октябре того же года объемы продаж Aldaris Gaiрais и Aldaris Zelta (две марки с многолетней историей) составляли 26 и 12 тысяч декалитров соответственно.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Имя, фамилия: Илмарс Ярганс.

Возраст: 39 лет.

Место проживания: Рига.

1-е высшее образование: химик (ЛГУ).

2-е высшее образование: магистр социальной педагогики (ЛГУ).

3-е высшее образование: магистр социальных наук в области коммуникаций (ЛГУ).

Текущее место учебы: Informвcijas Sistзmu Menedюmenta Augstskola, курс MBA.

Места работы: газета Lauku Avоze, менеджер по коммерческой информации; газета Vakara Ziтas, зав. отделом рекламы; Gaita (канцтовары), менеджер по рекламе; Montвюnieks D, менеджер по связям с общественностью. Aктивно и успешно занимался также политическим пиаром.

Преподавательская деятельность: Международная школа практической психологии (SPPA), факультет рекламы и public relations, преподает менеджмент репутации и основы коммуникации.

Метод борьбы со стрессом: отдых на природе.

Любимые сорта пива: Porteris и Uguns Alus.

Хобби: астрология.

Прочее: пишет книгу о практическом управлении репутацией.

Советы молодым PR-менам от Илмарса Ярганса

1. Хороший PR-мен должен иметь широкий кругозор и знания в различных областях, чтобы на их стыке создавать новые идеи. Он должен уметь убеждать людей понятным для них языком. «Другими словами, он должен уметь мыслить на языке целевой аудитории», - резюмировал Илмарс.

2. «Что касается людей, для которых родной язык латышский, главный совет - учите русский язык», - порекомендовал он. В Латвии существует два медиа-пространства - русское и латышское. PR-мен должен уметь свободно вращаться в них обоих, принимая во внимание специфику национального менталитета.

3. По мнению профессионального PR-мена, латвийского образования для работы в Латвии по специальности достаточно: «PR и реклама - вещь локальная. Нельзя механически перенести приемы и подходы из одной страны в другую. С зарубежным опытом стоит ознакомиться, но полезные знания дадут местные специалисты - Г. Стражнов, М. Мозерс, В. Тилгалис».

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Легко ли в Латвии найти PR-специалиста?

Этот вопрос «Деловой» задал ведущим латвийским рекрутерам. Вот что они ответили.

Артур Меднис, директор Ocean Recruitment:

- Найти в Латвии хорошего пиарщика легче, чем sales-менеджера. Однако важна постановка задачи клиентом: перекупить готового специалиста или найти нового. Если идет речь о поиске специалиста с опытом работы хотя бы один год, то его проще перекупить, используя headhunting, чем найти через объявления в прессе или Интернете. Зная рынок, найти такого человека можно. Если же нужно найти потенциального специалиста, который только что получил высшее образование в сфере public relations, то это несколько труднее; вопрос: где и как его искать?

Дело в том, что, на мой взгляд, одного образования по специальности для работы в области PR недостаточно: важнее практический опыт и способность человека к обучаемости. Мне знакомы сильные пиарщики, у которых вообще нет PR-образования - есть лишь интуитивное понимание работы и практический опыт. В то же время PR-образование в Латвии сейчас активно развивается. Зарабатывают латвийские пиарщики (не в PR-агентствах) в среднем от 500 до 1500-2000 латов (профессионалы высокого класса) в месяц.

Юлия Артюхова, руководитель латвийского подразделения CVO Sales and Marketing Recruitment:

- С профессиональными пиарщиками, способными при минимальном бюджете сделать событие, которое будет интересно журналистам и обществу, ситуация сложная. Таких людей в Латвии единицы. На мой взгляд, пиарщиком нужно родиться. Еще нюанс. В большинстве компаний PR (составление пресс-релизов и т. д.) - это одна из обязанностей штатного маркетолога. PR-мена же в чистом виде могут себе позволить только крупные компании - банки, производственные фирмы и компании, которые котируются на биржах.

Павел ШУДНЕВ.


Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте