В Москве прошла межотраслевая конференция СМИ
- 2 марта 2006 года 07:59
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Сегодня в Москве прошла межотраслевая конференция «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития» под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) при участии Гильдии издателей периодической печати, Национальной ассоциации телерадиовещателей и Российского книжного союза.
Конференцию открыл руководитель ФАПМК Михаил Сеславинский. В своём докладе он обрисовал основные итоги 2005 года и перспективы развития медиарынка России в 2006 году: «Если говорить о российском рынке печатных средств массовой информации, то в 2005 году он продемонстрировал динамичный качественный рост. В стране было реализовано печатных изданий на сумму более 2 млрд. 180 млн. долларов США. В совокупности российский рынок периодической печати (распространение и реклама) в 2005 году составил 3 млрд. 570 млн. долларов США, а объём инвестиций в него – более 1 млрд. 200 млн. долларов».
По мнению Михаила Сеславинского, «по темпам роста российский рынок прессы является одним из признанных мировых лидеров». Представляя мнение возглавляемого им агентства, Сеславинский подчеркнул, что «не случайным, на наш взгляд, выглядит в этой связи и решение Правления Всемирной газетной ассоциации (WAN) о проведении в июне текущего года в Москве 59-го Всемирного газетного конгресса и 13-го Форума главных редакторов этой авторитетнейшей международной организации, практически накануне саммита «восьмёрки» в России».
Выступавший после главы ФАПМК первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что на данный момент в правительстве нет новых законов о СМИ, а совершенствовать уже существующие законодательство нужно очень аккуратно.
По мнению Дмитрия Медведева, «российская медиаиндустрия постепенно превращается в нормальный бизнес, бизнес, который должен быть доходным, а не дотируемым, и стать современной отраслью национальной экономики. Медийный рынок относится к числу наиболее динамично развивающихся в России, и к 2008 году должен достигнуть совокупного объёма около 8 миллиардов долларов. Превращается в отрасль национальной экономики».
На конференции также выступил президент Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон. В своём докладе он отметил, что Гильдия издателей периодической печати объединяет более трёхсот издательских домов, выпускающих около двух тысяч изданий, включая ведущие центральные ежедневные газеты и еженедельники, разовый тираж которых составляет около 300 миллионов экземпляров. Только за последний год число членов ГИПП увеличилось более чем в два раза. В 2005 году членом Гильдии стало целое региональное объединение – Ассоциация издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада в составе 14 издательских компаний, выпускающих ведущие газеты и журналы региона. По мнению президента ГИПП, «эти факты подтверждают стремление издателей к консолидации, что является показателем зрелости индустрии и способствует дальнейшему развитию отрасли. Всё это, в конечном итоге, будет содействовать росту саморегулирования печатных СМИ».
«Целью издателей является формирование цивилизованной рыночной среды, что подразумевает невозможность недобросовестной конкуренции между издателями, рост социальной ответственности СМИ и соблюдение этических норм, наличие отраслевой статистики, что является залогом прозрачности бизнеса и в целом способствует росту инвестиционной привлекательности и экономической независимости российской прессы», - заявил Леонид Макарон.
По его мнению, поддержанному издателями – членами ГИПП, «консолидация и саморегулирование отрасли позволяет также более чётко формировать требования к федеральному и местному законодательству, обеспечивающему производство, распространение газет и журналов, а также регулирующему взаимоотношения субъектов этой деятельности между собой».
Президент ГИПП Леонид Макарон также обратил внимание на проблемы, существующие на издательском рынке: «Очень многие составляющие рынка не поддаются регулированию со стороны издательского сообщества. Например, цены на основные компоненты издательской деятельности: полиграфические услуги, бумагу, предпечатную подготовку, распространение и даже заработную плату, у нас уже близки к мировым. А розничная цена на издание привязана к среднему годовому доходу на душу населения. Например, в России это около 3 тыс. долл. в год, в США – более 30 тыс. долл., в Норвегии - почти 35 тыс. долл. Именно поэтому важно государственное регулирование в некоторых сегментах издательского рынка».
В качестве выхода из сложившейся ситуации президент ГИПП предложил «отменить ввозные таможенные пошлины на бумагу для производства газет и журналов. И не только на мелованную, которая практически не производится в России и, скорее всего, в ближайшие годы производиться не будет, но также и на некоторые сорта газетной бумаги, которая предназначена для цветной печати». По мнению Леонида Макарона, «отмена ввозных пошлин на полиграфическое оборудование и бумагу для газетно-журнальной печати будет стимулировать дальнейшее развитие отечественной полиграфической базы и издательской отрасли в целом. По экспертным оценкам, ежегодно российские издатели платят около 500 миллионов долларов на производство собственных изданий за рубежом».
Кроме того, «необходима государственная программа поддержки распространения прессы, что включает определение особого статуса прессы как социально-значимого товара и выделение достаточного количества мест для продажи газет и журналов. В то же время, необходима единая позиция издателей для разработки и внедрения отраслевых правил работы на рынке оптово-розничного распространения прессы».
Также необходимым, по мнению президента ГИПП Леонида Макарона, является введение государственной дотации подписчикам как части программы развития института подписки в стране. «Гильдия издателей периодической печати готова взять на себя обязательства по подготовке совместно с отраслевыми партнёрами (распространителями и полиграфистами) соответствующих предложений для представления Федеральному Собранию и Правительству России», - сказал Леонид Макарон.
В заключение он отметил, что в июне 2006 года «нашей отрасли предоставлена уникальная возможность продемонстрировать мировому газетному сообществу темпы развития нашего сравнительно молодого издательского рынка» – «Россия впервые принимает Всемирный газетный конгресс и Международный форум редакторов, проводимые ежегодно Всемирной газетной ассоциацией в разных странах мира на протяжении уже 60-ти лет. Более полутора тысяч издателей и главных редакторов ведущих газет мира приедут в Москву для обсуждения последних тенденций развития издательского бизнеса и обмена опытом. Подготовкой проведения Конгресса в России занимается Гильдия Издателей периодической печати при активной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Программа принимающей стороны пройдет под девизом «Russia: beyond the headlines», то есть мы хотим показать гостям реальную Россию и нашу отрасль вне стереотипов, существующих на Западе».