Эстетика петербургских наружных реклам: хоть вешайся
- 20 декабря 2005 года 08:04
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Буквально 15-20 лет назад облик центральной части Петербурга формировали архитектурные ансамбли, скульптурные композиции и шикарные панорамы, созданные знаменитыми архитекторами прошлых веков. С тех пор многое изменилось, и, несмотря на то что все вышеперечисленное сохранилось, в современном урбанистическом пейзаже доминируют винил, неон и прочие технологические штучки.
Петербуржцы уже привыкли к ярким вывескам и рекламным перетяжкам, неоновым буквам, формирующим кричащие слоганы, огромным световым табло и закрывающим целые фасады рекламам мобильных телефонов. По идее специальные службы должны контролировать форму и содержание всех размещаемых вывесок, чтобы они нормально вписывались в городскую панораму. И хотя горожане уже перестали замечать многие несуразности, некоторые вывески просто поражают безвкусием и отсутствием эстетики.
Рекомендаций нет, и вряд ли будут
Чтобы получить разрешение на размещение вывески, необходимо согласовать ее в соответствующих инстанциях. До 1 июня предприниматель должен был получить два подписанных документа - один выдавался в городском Комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) за подписью главного художника, а другой - в Городском центре размещения рекламы (ГЦРР). Нетрудно догадаться, что в первой службе контролируются форма и содержание вывески, то есть насколько она соответствует облику здания, а ГЦРР занимается сбором «абонентной платы», то есть решает финансовые вопросы.
К сожалению, четких рекомендаций, где и какие вывески можно размещать, не существует, да и сложно себе представить, что это должны быть за рекомендации. «На зданиях в стиле барокко запрещено применять неоновые трубки» или «виниловые плакаты, размещаемые на зданиях эпохи классицизма, не должны содержать рекламу бытовой техники эротического характера»?
Таких рекомендаций нет и, скорее всего, не будет. Потому что определение эстетизма вывески - дело субъективное. А раз субъективное, значит, есть и субъект - им выступает сотрудник КГА, главный художник города, которым до недавнего времени являлся Иван Уралов. Зачастую только он и решал, будет размещена вывеска или нет.
Одна подпись - одна вывеска
Дело в том, что во многих ситуациях договор с ГЦРР не заключался и в процессе разрешения на размещение вывески центр вообще не участвовал. Это касалось тех случаев, когда здание, на котором планировалось установить вывеску, находилось в частной или федеральной собственности. При таком раскладе рекламодатель (или рекламное агентство) не обязан был согласовывать размещение рекламы в ГЦРР. Этот порядок сохранялся до 1 июня нынешнего года, когда два разных документа, выдаваемые в КГА и ГЦРР, не были объединены в один.
Единовластие главного художника спровоцировало множество конфликтов, связанных с его именем. Ведь он был единственным представителем городской власти, чья подпись требовалась для размещения вывесок и рекламы на зданиях, не принадлежащих городу. А таких, пожалуй, большинство. Сейчас под контролем ГЦРР находится в общей сложности около 11,5 тысячи вывесок, а все остальное относится к юрисдикции КГА. Ивана Уралова обвиняли в связях с определенными рекламными фирмами, в предвзятом отношении и личной коммерческой заинтересованности. Все это в итоге повлияло на его отставку.
Безвременная реклама
Помимо нелепых вывесок и плакатов, согласованных в КГА, город «украшает» много нелегальной рекламы. В основном это так называемые временные вывески, которые можно встретить в любом районе Петербурга.
По нормативам владелец учреждения, размещающий временную вывеску, может сделать это сроком на 1 месяц по согласованию с КГА. Проблема в том, что многие вывески по окончании срока так и остаются на своих местах, наглядно доказывая правило, которое гласит: «Нет ничего более постоянного, чем временное».
Сотрудники ГЦРР пытаются бороться с такой нелегальной рекламой, имея в рукаве хороший «козырь» - возможность демонтировать вывеску, если она не согласована должным образом или если хозяин уклоняется от оплаты. Она, к слову, в среднем составляет 150-200 долларов в месяц. Дешевле только «шалаши» (небольшие конструкции, которые обычно выставляют на тротуары, пристегивая к столбам) и «люди-сэндвичи», за которых вообще платить не надо. Большие вывески и световые табло площадью в несколько квадратных метров стоят дороже - порядка 400 долларов в месяц.
Больной вопрос
Розовые пятна пора выводить
Последняя проблема заключается в полном безвкусии многих вывесок и плакатов. Конечно, можно говорить, что о вкусах не спорят, но огромный желтый плакат с ярко-розовым пятном прямо на Невском проспекте вряд ли вызовет у кого-либо положительные эмоции. А облепленные десятками никак не согласующихся друг с другом вывесок здания на том же Невском тоже нельзя назвать особо эстетичными.
К сожалению, в таких случаях ГЦРР не имеет права вмешиваться, хотя больше всего раздражают именно подобные объекты, а не провисевшая дольше положенного срока временная реклама, которую можно снять. Не исключено, что в ближайшем будущем в городе будет появляться меньше совсем уж безобразных вывесок, так как в самых крайних случаях центр может отказаться ставить подпись под единимым разрешительным документом. Но не факт, что сотрудники центра размещения рекламы захотят вмешиваться в вопросы эстетики, которыми, по сути, должен заниматься КГА.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Рекламодатели вооружаются
Далеко не все предприниматели охотно расстаются с деньгами. Иногда сотрудникам ГЦРР, проводящим демонтаж, оказывается серьезное сопротивление.
Так, в октябре защитники несанкционированной вывески на Загородном проспекте встретили их буквально во всеоружии - с винтовкой наперевес. Во время этого неприятного эпизода никто не пострадал, но тенденция прояснилась - владельцы вывесок не горят желанием платить за собственную рекламу даже тогда, когда она размещена на арендуемом у города здании.
Впрочем, бывают и исключения. Так, владельцы одного кафе не Невском проспекте уговорили сотрудников ГЦРР не демонтировать неоплаченную по ошибке вывеску и в кратчайшие сроки выполнили все необходимые процедуры.
Галина Козачек