Из жизни Hоmo Setkus
- 17 ноября 2005 года 08:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Каждую секунду в Мировой паутине появляется новый блог. В Рунете количество интернет-дневников за последний год выросло вчетверо. Но если западные компании уже научились зарабатывать на блоггерах, то российские интернет-холдинги только «задумались» о перспективах этого бизнеса.
По дневнику в секунду
Термин «блог» происходит от английского weblog, что можно перевести как «дневник в Сети». Традиционно под блогом понимают периодически обновляемую ленту сообщений на самые разные темы. Этим он напоминает сайт информационного агентства, с той лишь разницей, что каждое сообщение, или пост, может быть прокомментировано читателями.
Но в последнее время блоги становятся все более многообразными, они могут сочетаться с личной фотогалереей, коллекцией рисунков, опубликованными в Сети рассказами и стихами. Блоги бывают не только авторскими или корпоративными. Некоторые онлайн дневники вырастают до сервисных служб, объединяющих миллионы пользователей.
По данным компании Technorati, которая владеет одним из самых известных в Сети счетчиков, каждую секунду в мире создается новый онлайновый дневник. Согласно последним подсчетам, всего в интернете зарегистрировано более 14,2 млн блогов. Это почти в два раза больше, чем полгода назад, и в три раза больше, чем год назад.
Количество блогов стремительно увеличивается. Их популярность и, главное, влиятельность растут. Не так давно делать личные записи в Паутине стал известный миллионер Джордж Сорос, комментируя в них происходящее в Белом доме. Зарубежные дневниковые сервисы являются для их собственников весьма прибыльным занятием. AOL Time Warner не так давно купила за $25 млн Weblogs, Inc., объединяющую 85 блогов. По официальным данным, Weblogs, Inc. может показывать в месяц около 30 млн страниц, что, по сути, дает объем размещения 120 млн баннеров в месяц на качественных тематических ресурсах. Еще один международный дневниковый сервис Multiply в октябре этого года привлек внимание японских инвесторов. Корпорация Transcosmo, которая специализируется на выведении американских интернет-сервисов на японский рынок, намерена создать локализованную версию Multiplay и вложить в ее продвижение миллионыдолларов.
О популярности блогов в Сети говорит и появление специализированного софта для владельцев интернет-дневников. Например, недавно выпущенный браузер Flock позволяет создать «коллекцию» сайтов («Блоги моих друзей»).
В менеджере закладок появляется новая кнопка Feeds, которая выводит все RSS-потоки со всех сайтов коллекции на одной странице в браузере.
Еще одна интересная функция Flock — встроенный редактор блогов, который позволяет обновлять дневник прямо из браузера. Посещая какую-то интересную страницу, можно выделить фрагмент текста и нажать кнопку Blog This! — сразу откроется редактор блогов, причем выделенная запись уже будет отформатирована в виде цитаты. Добавляете свой комментарий, нажимаете кнопку Publish, и запись отправляется в блог.
«Живая жизнь» в Рунете
За 2004 год русскоязычные пользователи, по оценкам «Яндекса», написали около 7 млн сообщений, а за еще продолжающийся 2005 год — уже 21 млн. Таким образом, за год «блоговое пространство» России наверняка увеличится почти в четыре раза. Сегодня специализированный поиск по блогам «Яндекса» выдает почти 33 млн сообщений такого рода. По количеству пользователей Livejournal Россия занимает в мире четвертое место— после США, Канады и Великобритании.
Каждый день тысячи человек по всей России за монитором делятся друг с другом мыслями о новом начальнике, выборе автомобиля, мятежах во Франции, сломанном каблуке и бета-версии очередной «заплатки» к Windows.
Среди дневников онлайн можно встретить научные изыскания о природе черных дыр и лаконичные отчеты, например: «10.00. Пришел на работу.
13.10. Сходил пообедал, суп был вкусный. 18.01. Пошел домой. Привет Леське и Жирафу». Одних наблюдателей интернет-дневники заставляют иронизировать о скудном потоке сознания современного Homo Setkus, об онлайн-эксгибиционистах и трате времени на «пустую болтовню в эфире». Достаточно жестко о таких дневниках высказывается известный деятель Рунета Антон Носик: «Создана система, при которой возможность сказать и возможность достучаться до слушателей во всем мире получили люди, которым вообще нечего сказать». Другие наблюдатели не перестают восхищаться приближенностью дневников к реальности, отсутствием любой цензуры, называя их «живыми СМИ».
Очевидно одно: дневники, или, если использовать более профессиональный термин, блоги, стали одним из самых популярных явлений в Рунете.
Блогом «номер один» во всех смыслах этого слова для России стал «Живой журнал», или ЖЖ. Первая запись на русском языке появилась в ЖЖ в 2001 году. Сейчас число русскоязычных дневников, зарегистрированных в ЖЖ, перевалило за 234 тыс. Каждый желающий после регистрации на сайте livejournal.com получает собственный дневник и доступ к community — сообществам, объединяющим пользователей по самым разным интересам.
Набирая в поле «Интересы» любое слово, пользователь имеет шанс найти собеседника по этой теме — будь то земляничное варенье или постулат «бритвы Оккама». ЖЖ славится одним из самых демократичных подходов по доступу к чужим дневникам. Пользователь сам устанавливает для каждой из своих записей уровень доступа и определяет, может ли она быть прочитана всеми или только друзьями, он вообще может спрятать запись «под замок», открывающийся лишь автору. Из «симпатичных» дневников других пользователей составляется friendlenta, с чтения которой начинается утро многих пользователей Рунета. Есть в ЖЖ явные фавориты, чьи дневники ежедневно читают несколько тысяч человек, оставляющие комментарии к записям.
Второй по популярности российский блог — Liveinternet.
ru, или «Ли.ру». Пожалуй, основное его отличие от ЖЖ в том, что помимо ведения дневников он предлагает пользователям дополнительные сервисы: голосования, информерыс погодой и ТВ-программой, почту, фотоальбомы, форумы и т. д. В день на этом ресурсе регистрируется почти 5 млн просмотров, активная база посетителей составляет почти 350 тыс. человек.
Если русские ЖЖ и Liveinternet — это части больших международных сервисов, то один из самых ярких блогов в Рунете — udaff.com или сайт «настоящих падонков» — целиком отечественный продукт. На главной странице «Удава» красуется предупреждение для всех: кому не по душе ненормативная лексика, им «не сюда». Этот блог обогатил жаргон интернет-пользователей такими выражениями, как «жжот», «учи албанский», «аффтар пеши есчо», и привил любовь к написанию слов через «а» и двойное «ц» — например, «нравицца».
Помимо этого, в Рунете известны такие блоги, как dirty.ru, dairy.ru, nnm.ru (No name). В одном из самых авторитетных каталогов российских блогов «Буржуйке» можно найти ссылки почти на 300 таких сервисов. Большая часть из них — авторские или тематические.
Заработать на блоггере
Проще всего онлайновым дневниковым сервисам заработать на создании платных аккаунтов. У владельцев таких аккаунтов больше возможностей: они могут размещать в дневниках больше фотографий или изображения лучшего качества, организовывать сообщества, проводить «закрытые» опросы и проч. Более того, они могут быть избавлены администрацией ресурса от необходимости просматривать рекламные баннеры. Например, в ЖЖ стоимость платного аккаунта составляет $19,95 в год. Статистику по количеству платных пользователей в ЖЖ не раскрывают, но если допустить, что за дневники в Сети платят не более 10% их владельцев, только в Рунете компания зарабатывает почти полмиллиона долларов в год. Вполне прибылен, по словам источника «Бизнеса», «Ли.ру», который зарабатывает на баннерной рекламе.
Между тем специалисты спорят о том, насколько перспективный рекламный ресурс представляют блоги. Всего, по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, за три квартала этого года в интернете было размещено рекламы на сумму более $35 млн.
Впрочем, в J’son & Partners уверены, что объемы этого рынка в несколько раз больше. По словам главного аналитика компании Бориса Овчинникова, в 2005 году только за баннеры рекламодатели заплатят с учетом бартера около $70 млн.
Но какая часть этого рынка приходится на блоги, оценить никто из опрошенных «Бизнесом» аналитиков не берется.
Как полагает создатель сети контекстной рекламы «Рорер» Антон Болотов, теоретически российским рекламодателям могли бы быть интересны тематические блоги — туристические, потребительские, объединения инженеров и программистов. Но в абсолютном выражении количество посетителей на таких блогах в России пока невелико. Дневниковые службы, по мнению Болотова, слишком неформальны для проведения в них рекламных акций. Между тем не так давно в Рунете стартовал проект Adlog.ru, создатели которого намерены зарабатывать на размещении рекламы в интернетдневниках. В Adlog уверены, что реклама в блогах — хороший инструмент для промоакций и раскрутки новых сайтов. Из-за высокой «кликабельности» ссылок, утверждают авторы проекта, стоимость перехода является очень низкой по сравнению с другими маркетинговыми инструментами в Сети, а высокая степень доверия аудитории к ссылкам позволяет преодолеть эффект «баннерной слепоты». Заявленная аудитория блогов-партнеров Adlog— 170 тыс. посетителей.
Между тем российские интернет-компании пока не спешат развивать собственные дневниковые сервисы. По признанию директора по маркетингу Mail.ru Анны Артомоновой, компания лишь «внимательно думает над этой темой, тем более что основное стратегическое направление портала — это сервисы, предназначенные для общения».
В Rambler и «Яндексе» не стали комментировать свои планы относительно дневниковых сервисов. Хотя, по мнению генерального директора «Рамблер интернет холдинга» Дениса Калинина, блоги — один из наиболее перспективных и динамично развивающихся секторов интернет-рынка. «Яндекс» запустил год назад бетаверсию поиска по блогам, а этим летом — персональную службу «Яндекс.Лента» для организации работы с информационными потоками в Сети.
По данным компании, этими сервисами пользуются тысячи посетителей «Яндекса» (десятые доли процентов от 3 млн ежедневной аудитории портала). С одной стороны, интерес компании к блогам наблюдается, с другой — судя по статистике, этот сегмент невелик для серьезных инвестиций.
На вольных хлебах
Авторские блоги, в отличие от дневниковых служб, создаются под «конкретное лицо». Как и другие интернет-дневники, они могут использоваться для самовыражения личности— например, «Skoper@blog — Архивация мысли» или «KOLO.ws — Заметки ни о чем». Либо создаваться для вполне утилитарных целей продвижения какого-либо бизнеса. Широко известны в Рунете ресурсы с советами, как «раскрутить собственный блог в Сети», например PR me or Learn me. Весьма распространены среди авторских блогов ресурсы с профессиональной «начинкой», такие как «ZOOB. Заметки веб-разработчика» или «Берлога инженера». Но если авторские блоги в большинстве случаев являются оригинальным произведением, то профессиональные«дневники» представляют собой коллективную доску обсуждений.
Для создания авторских блогов используется специализированный софт, например «движки» b2Evolution, bBlog, Blosxom, MovableType и другие.
Есть среди них и полностью российские разработки, например e2, которая позволяет проводить резервное копирование и восстановление всего блога, предоставляет файл-менеджер для закачанных файлов и полную свободу при настройке дизайна. Поэтому если вести дневник «на платформе» специального сервиса проще с точки зрения удобства и доступности контактов к другим пользователям, то создание собственного блога позволяет делать его максимально свободным «по стилю и содержанию». Тематические блоги также могут приносить прибыль за счет баннерной и контекстной рекламы. Текстовые баннеры от разных сетей на moskalyuk.
com/blog позволяют зарабатывают $250–300 в месяц, хотя этот проект не слишком посещаемый — примерно тысяча человек в день.
Есть и другой способ заработка блоггеров, весьма популярный в англоязычной Сети.
КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ