Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


«Седьмой Континент» рискнет имиджем

Крупнейшие российские продуктовые ритейлеры все более склоняются к разделению своего бизнеса на несколько форматов. Таким образом компании стремятся охватить большую аудиторию: один формат оставляет за сетью лишь потребителей с определенным уровнем доходов, к тому же благодаря разным форматам расширяется география присутствия, ведь продуктовый бутик будет странно смотреться где-нибудь в глухом «спальном» районе, как, собственно, и дискаунтер на Красной площади. При диверсификации магазины одной компании сильно отличаются друг от друга. Особенно ярко выражены эти отличия, когда недорогие магазины начинает открывать сеть, ориентированная до этого на обеспеченную публику, как, например, крупнейшая столичная сеть «Седьмой Континент». Однако априори предполагается, что дешевизна в «экономичных» магазинах не должна достигаться за счет снижения качества продаваемых товаров, иначе постепенно негативный имидж может распространиться на всю сеть.

«Семерка» одной из первых – еще в 2003 г. – объявила о делении сети на три формата: «Пять звезд» (магазины класса de luxe), собственно «Седьмой Континент» (универсамы) и «Семь шагов» (так называемые магазины у дома – с демократичной ценовой политикой). В этом начинании, безусловно, есть рациональное зерно: расширяется аудитория покупателей, к тому же это несет и прямую выгоду, ибо единая закупочная политика для магазинов разных форматов позволяет серьезно сэкономить. Никто ведь не говорил о том, что условия поставщиков для крупной сети различаются в зависимости от ее формата. Обычно это зависит от оборачиваемости товаров и объема закупок.

Безусловно, подобные выгоды получают все мультиформатные сети, однако для «Семерки», разница цен в магазинах которой наиболее существенна, это, очевидно, наиболее актуально. Как сообщали ранее в «Седьмом Континенте», в «Семи шагах» еще при разделении на разные форматы средняя наценка планировалась на уровне 25%, тогда как в «пятизвездочных» магазинах – порядка 50%. С ростом сети поставщики становятся все лояльнее, да и сам «Седьмой Континент» предпринимает шаги по снижению оптовой наценки: в сентябре этого года было объявлено о союзе этой сети и калининградской ГК «Виктория». Цель союза – общая закупочная политика. В результате предполагается, что среднее снижение наценки по основным группам товаров составит примерно 5% – для сети с оборотом порядка 800 млн долл. получается существенная сумма.

Таким образом, компании не выходят за рамки главного правила бизнеса – извлекать максимальную выгоду даже в снижении цен. Но здесь есть еще один момент: работа в «дорогом» формате сопряжена с тем, что часть товара портится в торговом зале, безнадежно ожидая, когда же его купят. И чтобы сохранить имидж заведения с высоким сервисом и при этом не терпеть убытки на ликвидации просроченного товара, продукцию, срок годности которой уже подходит к концу, можно сбывать в более дешевых магазинах, так как считается, что туда ходит менее разборчивая публика. И уж в любом случае потребители с низкими доходами редко отстаивают свои интересы, так как боятся, что это обойдется им в копеечку, а «Семь шагов» ориентированы на покупателей с доходами до 400 долл. и среднюю покупку порядка 200 руб. (средний доход клиентов «Пяти звезд» – 1,5 тыс. долл., а средний чек – от 500 руб.).

Безусловно, документальное подтверждение тому, что столь логичный ход наши розничные компании внедряют на практике, найти непросто, поэтому оставим это лишь в качестве предположения, спекулятивного вывода, не относящегося ни к какой конкретной сети. Однако факт, что в наших «цивилизованных» сетевых магазинах можно купить несвежую и просроченную продукцию, и даже уже откровенно испорченную, остается фактом. В одном из тех же «Семи шагов» совсем недавно один из сотрудников редакции приобрел упакованную семгу, которая при вскрытии упаковки оказалась «второй свежести», то есть, как известно из романа М. Булгакова, тухлой. А приобретенное там же масло «Валио», в стандартной для этой марки упаковке, со всеми положенными надписями, на вкус походило разве что на дешевый маргарин. Иногда складывается ощущение, что фрукты многие московские сети фасуют для того, чтобы сложнее было увидеть, что они начинают портиться. А так как наше население пока выработало привычку сохранять чеки разве что на одежду, обувь и дорогие товары длительного пользования, доказать по возвращении, что эти продукты куплены «именно в этом» магазине, сложно, поэтому и претензии предъявлять некому.

Преимущества, которые получает потребитель с развитием розницы, очевидны, и никто не станет оспаривать, что цивилизованная торговля гораздо приятнее, удобнее и в большинстве случаев безопаснее, чем так называемые открытые рынки. И остается надеется, что описанные выше случаи никогда не войдут в систему и постепенно сами себя изживут.

Надежда Иванова
www.rbcdaily.ru

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте