Пузырь в перспективе
- 11 октября 2005 года 04:00
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Словосочетание «мыльный пузырь» страшит инвесторов и вынужденных просить у них денег руководителей новых компаний. Все помнят бум дот-комов, который потом оказался тем самым мыльным пузырем. Когда он лопнул, инвестиции в интернет-проекты на несколько лет почти прекратились, и вот только сейчас они возобновляются.
Грубо говоря, паровозом, который потянул вагоны с инвестициями в Сеть, стал Google. За короткий срок он превратился в одну из крупнейших компаний. На базе поисковика появился интернет-гигант стоимостью $90 млрд. Повторить подобный путь хочется всем и всегда, и Google показал: высокий взлет реален. Теперь амбициозные руководители стартапов могут, ссылаясь на Google, обещать инвесторам сделать то же самое в течение ближайших лет.
В США с января по июнь 2005 года было основано более 200 стартапов. «В среднем по больнице» в каждую компанию вложили $7,1 млн. Предположим, что к концу этого года число таких компаний перевалит за пять сотен. В прошлом году было чуть более 400 стартапов, инвестировали в них чуть меньше — примерно $6,6 млн каждый.
Но суть не в том, кто, сколько и на что получил денег.
Вопрос в количестве компаний. В одной нише может поместиться до пяти гигантов, а по большому счету всего три. Инвестиционная тенденция последнего времени — вкладывать деньги в технологические сервисы, а не в контент-проекты, как это было в конце 1990-х годов.
Вряд ли почти тысяча компаний способна щелчком пальца создать тысячу инновационных технологий или кардинально улучшить существующие. Дублирование неизбежно, и многие инвесторы получат через несколько лет не «новый гугл», а полуживую компанию на обочине. Это, конечно, нормальный процесс, но только до тех пор, пока обитатели обочины не начнут перемещаться на дорогу и мешать движению. А такой вариант развития событий вполне реален.
О пузырчатой переоценке компаний времен бума доткомов напоминает в том числе и покупка Skype. eBay.com заплатила за этот популярный сервис интернет-телефонии $4,1 млрд, при том что в текущем году Skype планирует заработать $60 млн.
В Рунете пока инвестирование в новые проекты идет не столь активно. «Рамблер», разместив акции, собирается на вырученные деньги покупать в основном популярные уже сейчас проекты. Другие лидеры рынка продолжают развивать новые проекты, используя собственные ресурсы.
Что касается технологических сервисов, то рунетчики довольно часто применяют технологии, разработанные за рубежом. Это, естественно, рождает желание создать российскую копию популярных на сегодняшний день сервисов и просить денег на развитие кивая на зарубежный опыт.
Сейчас пузырь еще не оформился, но начинает понемногу надуваться. Пример нескольких компаний, выбившихся в лидеры, заразителен, но далеко не факт, что его копирование приведет к столь же удачным результатам. В конечном итоге мы можем получить еще один бум дот-комов, только с креном в технологические сервисы. Такой крен не делает пузыри более прочными: рано или поздно они лопаются.
АНТОН НЕСТЕРЕНКО