«Евросеть» обвиняют в навязчивости
- 7 октября 2005 года 06:05
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
По мнению общества, между этими компаниями существует специальное соглашение, по которому клиентам «Евросети» «навязываются» услуги «Билайна». Юристы говорят, что доказать противозаконность действий «Евросети» и «Вымпелкома» будет крайне сложно.
Как заявил «Бизнесу» председатель совета Общества по защите прав потребителей в области связи и коммуникаций Фарид Ратавин (общество учреждено Ратавиным и еще несколькими физлицами в мае 2005 года), первые жалобы на действия «Евросети» были получены два месяца назад. «Нам рассказали, что продавцы „Евросети” постоянно расхваливали тарифы „Билайна” и настойчиво рекомендовали стать абонентом этого оператора,— говорит Ратавин.— Если человек пытался расспросить про услуги других операторов и подписаться на них, то продавцы убеждали, что „Билайн” — лучше». Летом общество в течение нескольких дней анкетировало людей, выходящих из салонов «Евросети». По словам Ратавина, были опрошены 50 человек, из которых 20 сообщили, что им «навязывали» продукты «Билайна».
Этой статистики хватило, чтобы общество направило жалобу в ФАС о нарушении «Евросетью» и «Вымпелкомом» нескольких статей законодательства. В том числе статьи 10 закона «О защите прав потребителей» и пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ о свободе договора.
Кроме того, общество настаивает, что подобная активность продавцов-консультантов «Евросети» — результат договоренности с «Вымпелкомом», что нарушает статью 10 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В ФАС «Бизнесу» сообщили, что жалоба на «Евросеть» к ним пока не поступала. В «Евросети» отрицают, что применяют какие-либо «методы давления» на покупателей. В «Вымпелкоме» в свою очередь уверены, что право свободного выбора гарантировано наличием продуктов других операторов в салонах связи «Евросеть». При этом пресссекретарь Divizion Очир Манджиков признает, что решение о выборе товара в более чем 50% случаев принимаетсянепосредственно в месте продажи, и мнение специалиста может повлиять на выбор.
В случае с «Евросетью» есть еще одно обстоятельство: сеть долго конфликтовала с «Вымпелкомом», который даже разорвал с ней контракт осенью 2002 года. В начале этого года конфликт дошел до суда: оператор потребовал компенсировать $18 млн ущерба от рекламы дилера в Иванове и Туле, призывающей абонентов выбросить синие simкарты (как у «Билайна») и перейти на МТС. В ответ руководство «Евросети» лишило подчиненных комиссионных от продажи контрактов «Билайна». В апреле стороны подписали мировое соглашение, по которому «Евросеть» обязалась «обеспечивать предоставление положительных рекомендаций со стороны персонала своих торговых представительств в отношении предлагаемых „Вымпелкомом” продуктов и услуг». Поэтому, «расхваливая» услуги «Билайна», сеть по сути исполняет условия соглашения. Но некоторые игроки сотового рынка уверены, что подобные жалобы — «черный пиар». На условиях анонимности они говорили «Бизнесу», что такая акция могла быть профинансирована конкурентами «Евросети» и «Вымпелкома».
В любом случае, уверен управляющий партнер юридической компании Vegas Lex Альберт Еганян, доказать, что те или иные услуги «навязываются» клиентам, будет крайне сложно. Показания свидетелей в этом случае не эффективны. Единственное, что, по его мнению, может сделать ФАС при проверке этой жалобы,— запросить данные по продажам контрактов у «Евросети» и у конкурентов, сравнив их. Если доля контактов «Билайна» в «Евросети» будет явно преобладать, то можно будет сделать какие-то выводы. Но, по данным «Евросети», на долю «Билайна» пришлось 26% контрактов, на долю МТС — 46%, «Мегафона» — 20%. Для сравнения: в первом полугодии доли контрактов этих операторов у Dixis — 35,14%, 34,17% и 14,33%, у Divizion — 29%, 37% и 34% соответственно. Так что если «навязчивые» рекомендации продавцов «Евросети» и имели место, то были не слишком убедительными.
КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ