Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Внутренние органы печати

Помните, в старые времена был такой гриф «для служебного пользования»? Книги с этим грифом не могли покинуть стены ведомств, в которых они были созданы. Правдивые обзоры политических событий в стане врага, сообщения о новейших достижениях в различных науках — все то, что не должно было попасться на глаза рядовому советскому гражданину, могло быть напечатано для пары десятков сотрудников отдела какогонибудь НИИ.

Теперь же компании выпускают для чтения внутри своих стен не только многочисленные справочники и инструкции, но и газеты и журналы.

Глянцевые и на простой бумаге, с текстами велеречивыми и попроще, они пытаются занять внимание сотрудников. В чем назначение этих средств немассовой информации, кто и как ими занимается?

Люди любят читать про себя

Идею корпоративного издания нельзя назвать неожиданной и совершенно новой. На память приходят и заводские многотиражки, и школьные стенгазеты и доски объявлений. Хотя в руках хороших руководителей даже такие невинные формы работы с коллективами становились весьма действенными инструментами, в большинстве случаев, как мы все помним, это превращалось в не вызывающую уважения и сочувствия обязаловку. Достаточно вспомнить полный противоречий пример со стенгазетой из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: никто не принимал бы этот лист ватмана всерьез, если бы друг не написал из-под палки пасквиль на друга.

Чтобы этого не случилось, нужно внимательно относиться ко всему, что связано с производством корпоративного издания, в первую очередь к его содержанию, сочетая программные заявления руководства с материалами, интересными рядовым сотрудникам.

Ирина Лимитовская, директор по маркетинговым коммуникациям и поддержке клиентов группы «АльфаСтрахование» говорит: «В нашей газете — официальные заявления менеджмента, ключевые сделки, важные для компании рыночные новости, новости в части мотивационных и образовательных программ для персонала, реорганизации, назначения, корпоративные праздники, достижения корпоративные и личные, проблемы глобальные и частные.

Мы стараемся много писать о людях: их увлечениях, важных событиях, жизненных историях. Людям интересно читать о своих соседях по офису, а номера с собственной фотографией многие хранят в рабочем столе».

Надежда Доронина, менеджер по связям с общественностью ОАО «Кондитерское объединение „Сладко”», тоже замечает, что «люди любят читать про себя и своих коллег. Мы даем „портреты” сотрудников, рассказываем о достижениях и юбилеях. Большой популярностью пользуются интервью с руководством, особенно неформального характера».

Коллективное сознательное

Чем могут быть полезны газеты, наполненные историями о трудовых буднях, когда они и так у всех перед глазами? Зачем читать сообщения от руководства — оно и так в любой момент может появиться и сказать все, что считает нужным? Директор департамента по работе с клиентами консалтинговой группы СЭТ Анна Уланова говорит о смысле существования корпоративной прессы так: «Классики марксизма-ленинизма, к цитатам из которых сейчас относятся с иронией, все же были правы во многом, и слова Ленина о том, что газета — это коллективный организатор и агитатор, очень правильны. Газета становится организатором уже при разработке ее концепции: люди объединяются, начинают обсуждать жизнь организации, идет внутрикорпоративная коммуникация, но общение происходит не по поводу работы вообще, не по поводу вчерашнего футбола, а по поводу задач, стоящих перед компанией и коллективом». При этом, замечает Анна Уланова, очень важно, что газета является неформальным организатором: мысль, выраженная не высокопарным стилем, а близкими и понятными словами, снимает барьеры, создает общность, единство в компании.

Последняя задача тем важнее, чем больше коллектив.

В пределах одной комнаты корпоративный дух сохранить относительно легко, а вот как это сделать в компании с филиалами в нескольких регионах? Надежда Доронина рассказывает, что «в объединении „Сладко” две фабрики, и газета является связующим звеном: сотрудники внимательно следят за событиями, происходящими у коллег. Газета представлена в специально отведенных местах на проходной и пользуется большой популярностью».

Впрочем, ошибочной была бы и мысль, что маленьким коллективам своя газета не нужна. Конечно, для многих небольших компаний газета стала бы слишком дорогим инструментом сохранения корпоративного духа— им можно порекомендовать как следует поработать над своим интернет-сайтом, превратив его в электронное СМИ. Марианна Сливницкая, исполнительный директор компании Begin Group утверждает, что «внутрикорпоративные СМИ имеют не меньшее значение и в небольших компаниях, хотя они редко встречаются там, где работает менее ста сотрудников.

Они особенно актуальны при росте компании, когда появляется структура отделов и строятся различные нормы и процедуры. Именно в этот момент очень часто бывает так, что некоторые сотрудников не знают о том, что делают их коллеги и оказываются „выключенными” из жизни компании. Такое может обнаружиться слишком поздно, когда эти люди уходят из компании».

Возможный уход из компании — частный случай нелояльного отношения сотрудников к интересам компании. Упрочение отношений между компанией и отдельными сотрудниками — это одно из направлений, в котором должны работать корпоративные издания. И это часто становится почвой для упреков в необъективности, в стремлении сглаживать острые углы, даже манипулировать людьми. «Конечно, есть и такие издания— говорит Ирина Лимитовская.— Но дать нужную информацию — не значит дезинформировать. Кроме того, неактуальную и тенденциозную газету никто не будет читать».

Призвание варягов

Однако содержание — это не единственная проблема, которую требуется решить при создании корпоративной газеты.

В конце концов, речь идет о материальном продукте — еще одном продукте компании, и кто-то должен заниматься им.

Чаще всего ответственность за этот продукт возлагается на HR-департамент или на PR-отдел, так как они лучше остальных осведомлены о новостях и изменениях в компании, лучше понимают цель и специфику этой работы, а также именно для них корпоративные издания представляют интерес как инструмент. Однако зачастую у них нет ни времени, ни подходящей квалификации для того, чтобы писать, редактировать, фотографировать, рисовать и т. д.

Так что непосредственно работой с содержанием могут заниматься уже не сотрудники этих отделов, а нанятые журналисты. Печатный процесс чаще всего отдается сторонним компаниям — так, как это делается в ОАО «Кондитерское объединение „Сладко”»: «У нас за газету и поиск новостей отвечает один человек— менеджер по связям с общественностью. Дизайн, верстку и печать издания мы доверяем профессионалам внешней компании. Пишут для газеты сотрудники отдела корпоративных отношений. А идеи для материалов часто дают сами работники».

В «АльфаСтраховании», рассказывает Ирина Лимитовская, довольно значительный объем работы над газетой выполняется вне компании. «Весь пишущий штат газеты „КомпАС” — это сотрудники PRагентства, работающего на аутсорсинге. За HR-департаментом— наполнение газеты фактами и общая ответственность за проект. За блоком маркетинга — производственные и организационные вопросы, креатив. Вот в таком постоянном продуктивном столкновении интересов и рождаются читаемые корпоративные издания». Понятно, что сотрудникам компании сложно уделять много внимания работе над корпоративным изданием. И нет ничего удивительного в том, что внутренние органы печати работают с помощью извне. Однако важно соблюсти пропорции, говорит Анна Уланова: «В создании такого издания обязательно должны участвовать PR-менеджер и HR-департамент, но самое главное, что там обязательно должен звучать голос самих сотрудников компании. Если в издании становится слишком много „варяга” — редактора или журналиста, могут начаться проблемы.

Редактор издания не должен становиться конкурентом топменеджмента в борьбе за умы людей, он должен быть проводником мыслей и стремлений руководства».

АЛЕКСАНДР ОСТРОГОРСКИЙ

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте