Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Компромиссная концепция

Вопреки ожиданиям, концепция устроила как издателей, так и распространителей, которые резко протестовали против первоначального варианта документа.

Комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал концепцию реформирования и развития рынка распространения печатной продукции еще в мае 2005 года. Инициаторами создания концепции выступила Гильдия издателей и распространителей прессы (ГИПП). «Мы предложили эту концепцию, понимая, что нельзя сразу же примирить всех — и издателей, и распространителей. Но надо было с чего-то начинать»,— рассказывает президент ГИПП Леонид Макарон.

Впрочем, в первой редакции совместить интересы издателей и распространителей все-таки не удалось: первым документ понравился, вторые сочли, что он разрушит рынок.

В частности, распространителей категорически не устроило то, что издатели попытались получить право самостоятельно устанавливать и контролировать цены на газеты и журналы, а также требовать от дистрибуторов возврата непроданных тиражей. В августе Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) направила в комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы письмо, в котором указала, что распространители «не считают возможным поддержать предложенный вариант концепции» («Бизнес» писал об этом 16 августа). В письме распространителей отмечалось, что стоимость обработки возврата тиражей в три-пять раз больше, чем обработка «прямого посыла», и указывалось, что, например, зарубежные издатели возврат оплачивают сами.

Вчера правительство Москвы наконец приняло концепцию. Итоговый вариант предусматривает существенное увеличение количества точек по продаже прессы: при строительстве новых районов на каждую тысячу жителей должно приходиться по 10 кв. м.

площадей для распространения периодики. Размещать их будут и в магазинах «шаговой доступности», а всем магазинам площадью более 300 кв. м рекомендовано включать прессу в ассортимент. Кроме того, концепция предусматривает законодательно закрепить систему дислокации торговых точек, продающих периодическую печать. «Сейчас все точки имеют двух- или трехгодичное временное ограничение, то есть распространитель получает на нее лицензию. А если место будет закреплено, а сроки лицензии продлены, распространителям это будет выгодно»,— говорит глава издательского дома «Московский комсомолец» Павел Гусев.

Все не устраивавшие распространителей пункты из концепции исчезли. «Концепция в ее нынешнем виде — большой шаг вперед. Первоначальный вариант был ущербным и односторонним, но сейчас нам пошли навстречу, и правительство Москвы приняло сбалансированный проект»,— радуется председатель правления АРПП Александр Оськин. Довольны и издатели. «Концепция меня полностью устраивает. С распространителями мы много встречались, договаривались, вносили поправки»,— говорит Павел Гусев. Единственным спорным пунктом между издателями и распространителями стало обязательное присутствие в ассортименте торговых точек изданий социальной направленности. «Во многих киосках на первое место сейчас выходят издания, которые просто больше заплатили за место, а теперь баланс можно будет соблюдать»,— радуется Гусев.

А по мнению гендиректора «Метрополитеновца» Михаила Литвинова, этот пункт концепции нуждается в дополнительном обсуждении. «Я буду продавать что угодно, если это будет дотироваться. Мы и сейчас продаем низкобюджетные издания, учредителями которых является правительство Москвы, но это неприбыльно»,— говорит Литвинов.

Впрочем, по словам Литвинова, распространителей больше волнует вопрос распространения прессы в 25-метровой зоне от метро, который в концепции не затронут вовсе (напомним, с 1 октября 2004 года московское правительство запретило торговлю прессой в метро и в радиусе 25-метров от станций). «Если бы не отменили торговлю в 25-метровой зоне, все было бы нормально. Поэтому сейчас важнее всего, как будет решен именно этот вопрос,— места-то свободны»,— говорит Литвинов.

МАРИНА НОСКОВИЧ

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте