Наклейки с приколом
- 27 сентября 2005 года 06:07
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Когда-то разговоры об исковерканных словечках воспринимались как шутка, пиар, либо желание лезть не в свое дело. Подумаешь, мода, капризная и непостоянная. Не пройдет и нескольких месяцев, и «афтары» утратят былую популярность. Мода действительно прошла, а сухой остаток достался в наследство офлайновым креативщикам.
Грузите креативы бочками
Страховая компания «Наста» решила продемонстрировать собственную интернет-продвинутость, а также незаурядное чувство юмора. То ли местное руководство забрело на Udaff.com и упало под стул, то ли восторженные рекламисты помогли, только «Наста» твердо решила заговорить с клиентами на падонском языке.
Фразы типа «афтар жжот нипадецки!» и «фсем читать адназначна!», которые будут размещены на фирменных наклейках, должны привлечь автомобилистов. Продвинутые владельцы машин должны будут с удовольствием клеить «нескучные» падонские вымпелы на свои авто. На сайте компании появилась страничка конкурса, где можно предложить свой вариант «прикольной» наклейки и проголосовать за понравившиеся шедевры.
Ну и что? Еще одна рекламная кампания под девизом «Лишь бы нас запомнили». Более негативные эмоции вызывает реакция СМИ. Оказывается, эта промо-акция создана "на модном языке обитателей «Живого Журнала». Причем компания, разместившая в Сети баннеры с падонскими фразами, говорит «с аудиторией на ее неформальном языке». Таким образом, коверкание русского языка объявлено сетевой нормой, а убогий сленг, образованный матерными штампами — средством коммуникации между пользователями Рунета.
Пользователи «Живого Журнала», которых упорно смешивают с «афтарами», резонно возмутились: «Мне вот все интересно — кто в ЖЖ общается на „падонкавскам“? Вот ни одного знакомого же».
Реакция самой компании вполне предсказуема: мол, в нашем серьезном бизнесе есть место шутке и смеху, а падонские наклейки — просто прикол. Профессионалы рекламного рынка тоже не восприняли эту промо-акцию всерьез. Дескать, большая часть публики явно не поймет остроумных издевательств над языком. Другая, интернетизированная часть, которая, собственно, частенько «фтыкает в удафком», вряд ли захочет публично в этом признаваться, поэтому не станет украшать свои машины модными наклейками.
По-моему, последнее опасение имеет под собой гораздо больше оснований, чем первое. Прикольная телевизионная реклама, в основе которой лежит пренебрежение к языку, уже давно подготовила площадку в головах офлайновой публики. Стоит вспомнить недавний перл от МТС — «Джинс делает ХОТ» или смачную речевку — «Евросеть, Евросеть — цены просто ох..ть (Новый Год)». Думается, что офлайновая часть молодежной аудитории, которой не приходилось сталкиваться с контр-культурным сленгом и сетевой безграмотностью, «на ура» воспримет модные приколы.
Рекламная кампания «Насты» — хороший повод порассуждать о причинах такого агрессивного отношения к языку. Ведь агрессивность эта не ограничивается тихим болотцем субкультуры. Она выплескивается за пределы интернета, в «реал», где обитают 80% носителей русского языка.
Общество равно общению
Соответственно, болезни общества наиболее очевидны в ежедневной практике общения. Дальше можно было бы долго говорить об оболванивании людей, утрате способности мыслить самостоятельно, превращении людей в безмозглых потребителей. Главное — жевать «Сникерс», покупать «Моторолу» и тащиться от алюминиевой банки. Стоп! Мы ведь говорим об интернете, где всеобщая дебилизация представляется крайне сложной задачей.
У пользователя Сети, в отличие от пассивного телезрителя, всегда была возможность выбора. Не хочешь навязчивую рекламу — заблокируй, купленные СМИ — не читай, благо существуют блоги. При этом пользователь воспринимается не как туповатый потребитель информации, а как существо, способное самостоятельно создавать контент, хотя бы с помощью обратной связи.
Неужели даже в Рунете мы наблюдаем обычные следы общей тенденции? Несмотря на романтические легенды об информационном пространстве, свободном от манипуляций, интернет все чаще напоминает кривое зеркало, в котором отражается внесетевая действительность. Наблюдая жизнь здесь и там, невольно соглашаешься с неприятной мыслью о том, что жизнь вне контроля невозможна. Кто знает, возможно, та же контр-культура, кричащая о протесте против глупости и лицемерия, вполне по-пелевински кем-нибудь управляется. Эта мысль, похоже, не одному мне кажется вполне правдоподобной. «Большинство тех, кто относит себя к „подонкам“, — это… представители среднего класса — менеджеры среднего звена, программисты, журналисты, дизайнеры — то есть потенциальный электорат партии власти…».
Мы посовещались, а кто-то решил
Главным преимуществом Сети остается свобода выбора. Отнять эту свободу у пользователя интернета, в силу множества причин, — почти непосильная задача для власть предержащих. Зато можно поступить гораздо проще. Часто, делая осознанный выбор, человек и не догадывается о том, что этот выбор за него уже сделали. «Неясный протест» может оказаться тщательно спланированным способом выпустить пар для наиболее думающей части интернет-аудитории. Так что «контр» не всегда оказывается «против».
Может быть, мы сами будем решать, каков неофициальный язык Рунета?
Федор Смирнов