Инвестиции в систему масс-медиа России
- 21 сентября 2005 года 05:59
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Если мыслить масштабами экономики страны, то приток иностранного капитала только приветствуется. Многократно руководители министерств и ведомств говорили о том, что надо сделать наш бизнес привлекательным для зарубежных бизнесменов. При этом на темной стороне луны остается влияние, которое будут оказывать инвесторы на рынок, лоббирование законов и прочие изменения, которые влечет за собой появление любого нового сильного игрока.
Эта модель универсальна и вполне справедлива для медиабизнеса.
В принципе, иностранные игроки здесь не новость, хотя до сих пор они присутствовали в основном сугубо на издательском рынке. Сейчас же все чаще ведутся разговоры о близящемся приходе иностранцев на рынок распространения прессы. И здесь опять же появляются свои «за» и «против».
К позитивным факторам можно отнести то, что кроме денег западные коллеги принесут и свои модели работы, тем самым приблизив наш рынок к европейскому. К негативным же многие склонны относить то, что контроль за распространением СМИ автоматически означает контроль за общественным мнением. Предположительно, западные инвесторы, придя на наш рынок, смогут намеренно продвигать или, наоборот, изымать из ассортимента ключевые издания, таким образом корректируя подачу информации в регионы. Это внушает особые опасения в преддверии выборов. В интересах следствия «Курьер печати» обратился за комментариям к наиболее заинтересованной стороне – руководителям популярных массовых газет.
Владимир СУНГОРКИН,
генеральный директор, главный редактор ЗАО ИД «Комсомольская правда»
– Нужны ли российской системе дистрибуции прессы иностранные инвестиции?
– Иностранные инвестиции нашей системе дистрибуции нужны. Они необходимы для усовершенствования программного обеспечения, технологий обучения менеджеров. Кроме того, нужно скупить старые сети, а для этого нет отечественных инвесторов. В России денег много, но никто не хочет вкладывать их в долгосрочные проекты. Западные инвесторы вполне адекватно относятся к таким вложениям, а российские сегодня предпочитают безрисковые и быстро окупаемые сделки. Так что с нашими инвесторами не получается говорить о проектах с, допустим, семилетней окупаемостью. Западников это не пугает, поэтому именно они могут реально вложить деньги в скупку сетей и переоборудование. Это действительно нужно делать, потому что сейчас на этом рынке имеется очень много полунищих и малокультурных организаций, которые не могут рынок дистрибуции превратить в современный.
– Многие считают, что присутствие иностранных инвесторов в системе дистрибуции СМИ позволит им влиять на общественное мнение. Так ли это?
– Эта угроза, к сожалению, существует, но в ряду угроз второго плана: например, что на Землю упадет метеорит и все умрут. Я не отношусь всерьез пока к этой проблеме, потому что все равно всерьез монополизировать этот рынок не удастся одному или двум иностранным инвесторам. К тому же наша экономика так устроена, что когда иностранцы начнут активно скупать сети, это подтолкнет и отечественных бизнесменов. Но в любом случае, Россия настолько огромная страна, что в ней не может возникнуть единая сеть, вдобавок контролируемая иностранцами.
– Почему же тогда столько разговоров?
– В сфере дистрибуции, так как она напрямую связана с медиа, много людей, любящих поговорить. К бизнесу имеют отношение около пяти процентов всех выходящих изданий, особенно в газетном сегменте. Все остальное – это не бизнес. Если это понимать, тогда многое станет яснее. В этом корень того, что в нашей сфере огромное количество дезинформации.
Абсолютное большинство газет в России умрут на следующий день после прекращения дотаций – у них нет ни читателя, ни рекламодателя.
– То есть, на ваш взгляд, приход иностранных инвесторов угрожает только существованию неприбыльных проектов?
- Если приходит иностранный или прогрессивный российский инвестор, то он потребует эффективности работы распространения. Естественно, что из киоска исчезнут всякие боевые листки губернаторов, бессмысленные газеты, не имеющие читателя. Вот для них это действительно угроза, но о ней можно только мечтать.
Сергей ЦЫГАНОВ,
исполнительный директор ИД «Собеседник»
– Нужны ли российской системе дистрибуции прессы иностранные инвестиции?
– Ответ на этот вопрос очевиден. Конечно, нужны! Рынок розничных продаж периодических изданий очень длительное время переживает серьезный кризис. Основная причина кризиса кроется в неразвитости и отсталости сети розничных продаж периодики, всей структуры этого бизнеса. Для развития розничной сети нужны очень большие инвестиции с достаточно длительным сроком окупаемости. Сегодня довольно часто можно слышать легенду об избытке, «перепроизводстве» печатных СМИ, о том, что изданий слишком много, они невысокого качества, поэтому мало и плохо продаются. Это не так, периодических изданий в России должно быть еще больше, конкуренция оставит на рынке самые лучшие из них. К сожалению, развитие российского издательского бизнеса тормозится неразвитостью рынка розничных продаж, особенно подписки. В подписке состояние дел сегодня просто удручающее, хотя зарубежный опыт показывает значимость подписного канала распространения прессы: в развитых странах Европы, Америке до 50 и более процентов тиражей периодических изданий распространяются по подписке.
– Как иностранное инвестирование может сказаться на дистрибуции прессы? Что может измениться?
– Иностранные инвестиции будут способствовать развитию системы распространения прессы, повышению качества обслуживания издателей, созданию реальной конкурентной среды в этом сегменте рынка и, видимо, установлению разумных цен на услуги дистрибьюторов при высоком качестве их выполнения. Иностранные инвестиции могли бы привлечь внимание и российского бизнеса, государственных структур к этой сфере, имеющей и большое социальное, и государственное значение.
– Можно ли говорить об угрозе контроля иностранных организаций над общественным мнением и попытках повлиять на результаты выборов?
– Да, такая угроза реальна. СМИ, периодика – это особая сфера бизнеса, в которой необходимо очень тонкое, умное участие соответствующих государственных органов власти. Здесь традиционно российский подход – «рынок все разрулит» – может вызвать очень пагубные последствия. Можно привести достаточно много исторических примеров в подтверждение моих слов. Ленин вернулся в Россию их эмиграции в 1917 году не без участия Германии, в том числе на иностранные «пожертвования» он издавал революционную периодику. Далее всем все известно: произошла революция, подписан позорный Брестский мир и т.д.
Мария Неретина