"Концепция изменится"
- 17 августа 2005 года 07:03
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Совместить интересы издателей и распространителей вновь не удалось: первым документ понравился; вторые считают, что он разрушит рынок.
Правительство Москвы давно собиралось реформировать рынок распространения печатной продукции. Еще в конце прошлого года чиновники собирались, например, обязать все супермаркеты продавать прессу, но это решение так и не было принято.
В мае 2005 года комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал новую концепцию реформирования рынка распространения печати в столице, сообщил председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. В концепции (ее копия имеется в распоряжении «Бизнеса») признаются права издателей СМИ контролировать цену на свою продукцию на всех этапах реализации, а также получать достоверную информацию о продажах. Распространители должны частично или полностью возвращать нераспроданный тираж и получают право ограничить распространение издания, которое не пользуется спросом. В начале сентября новую концепцию должно рассмотреть правительство Москвы, что вчера подтвердили «Бизнесу» в комитете по телекоммуникациям и СМИ.
Издателям, которые уже давно выказывали недовольство существующей системой распространения прессы, концепция понравилась. «Распространители должны получать 15–20% прибыли, как во всем цивилизованном мире. А они накручивают по 300% на издании, поэтому издания продаются хуже»,- жалуется генеральный директор ИД «Московский комсомолец» Павел Гусев. Он недоволен и существующей системой возврата непроданных тиражей. «Распространители наживаются на возвратах. Ведь никто не может проконтролировать, сколько списано, в то время как часть якобы списанных экземпляров они потом могут спокойно продавать»,- возмущается он.
Распространители, напротив, концепцией недовольны. Как сообщил Александр Оськин, АРПП уже направила в комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы письмо, в котором указала, что распространители «не считают возможным поддержать предложенный вариант концепции». В концепции «прослеживается явный крен в пользу издателей в ущерб интересам распространителей», пишут дистрибуторы прессы. В первую очередь их не устраивает то, что издатели получают право устанавливать и контролировать цены на издания. «Практически все распространители вышли в прошлом месяце в ноль, и эта ситуация в ближайшее время не улучшится. Мы намерены посчитать наши затраты и выставить все счета издателям»,- говорит генеральный директор сети «Метрополитеновец» Михаил Литвинов. По его словам, цены на издания, которые устанавливают ИД, не менялись уже очень давно, а многие издатели даже снижают цены. А замгендиректора группы «Логос» Дмитрий Гранкин считает, что конечную цену должна назначать отдельная независимая организация, которая будет «считать затратную и доходную части всех участников рынка».
Не устраивает распространителей и то, что издатели настаивают на возврате нераспроданных тиражей. «Стоимость обработки возврата в три-пять раз больше, чем обработка прямого посыла,- говорится в письме.- Например, зарубежные издатели сами оплачивают возврат». «Этого нет нигде в мире,- подтверждает Гранкин.- Издатель сам регулирует свои тиражи и сам оплачивает возврат, если на свой страх и риск напечатал больше». По его мнению, принятие такой концепции приведет к полному переделу рынка распространения. «Половина игроков вообще уйдет, начнутся демпинговые войны. Придется строить всю систему сначала»,- уверяет Гранкин.
Корпоративный директор по распространению ИД Hachette Filipacchi Shkulev (HFS) Вячеслав Керов соглашается с тем, что предстоит еще долгое обсуждение концепции, прежде чем итоговый вариант устроит и издателей, и распространителей.
МАРИНА НОСКОВИЧ
Газета