Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Красноярский цирк повлиял на бизнес ресторанов

Компания уже начала пересматривать договоры со своими партнерами по всей России. Однако в результате ФАС не осталось ничего иного, как начать аналогичные расследования в отношении других компаний, использующих точно такие же договоры,- и она их уже готовит. Между тем в сохранении эксклюзивных договоров заинтересованы и производители продукции, и реализующие ее рестораторы. 20 июля 2005 года красноярское управление ФАС по жалобе Красноярского госцирка возбудило дело в отношении Coca-Cola HBC (см. «Бизнес» от 21 июля). Текст договора запрещал цирку реализовывать безалкогольные напитки любых производителей кроме Coca-Cola. Управление ФАС усмотрело в этом признаки нарушения п. 5 ст. 6 закона «О конкуренции» и потребовала исключить соответствующий пункт из соглашений компании со всеми торговыми точками в регионе. Вслед за этим ФАС начала расследование деятельности Coca-Cola по всей стране.

Вчера, не дожидаясь результатов этого расследования, компания заявила о том, что перепишет все свои контракты в России в соответствии с требованиями ФАС. «Сейчас мы вносим поправки в договоры с партнерами по всей стране»,- сообщил «Бизнесу» специалист по работе со СМИ Владимир Кравцов. Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев, узнав об этом, заявил, что ФАС «оценила позицию Coca-Cola», и пообещал прекратить дело. Он также обратил внимание других компаний, заключающих аналогичные эксклюзивные договоры, «на недопустимость подобных действий, ограничивающих конкуренцию». Начальник управления ФАС по контролю и надзору Теймураз Харитонашвили подтвердил «Бизнесу», что антимонопольная служба уже «начала работу с несколькими компаниями», однако назвать их отказался, сославшись на «служебную тайну».

Эксклюзивные контракты обычно заключаются с ресторанами и барами, реже - с традиционной розницей (просто потому, что владельцы магазинов заинтересованы в большом ассортименте). Как правило, их используют производители безалкогольных напитков, пива, сигарет и жевательной резинки. «Подобные договоры выгодны как производителям, так и рестораторам»,- считает Александр Орлов (совладелец холдинга Life Life и сети «Тарас Бульба»). «Заключается договор, например, с Coca-Cola. Они дают деньги, причем приличные, на различные промоакции, привоз музыкантов»,- объясняет Орлов. Больше других - по его словам, «до $100 тыс. в год на клуб при серьезном ресторане» - тратят «на эксклюзив» производители сигарет.

«Такая защита государства мне не нужна,- возмущается ресторатор Роман Рожниковский (владелец ресторанов „Ностальжи”, „Шатер”, „Грабли”).- Если меня один поставщик устраивает, я буду работать с ним. Людям все равно, Coca-Cola или Pepsi, я сам могу ограничивать ассортимент, потому что мне это выгодно, и получать за это особые условия у продавца»,- говорит он. По словам Рожниковского, в обмен на эксклюзивный контракт ресторан обычно получает помощь в оборудовании торгового зала, поставщик также участвует в расходах на рекламу. «Я не очень понимаю, какие именно мои права хочет таким образом защитить государство»,- недоумевает он. С ним соглашается совладелец холдинга «Арпиком» Михаил Зельман: «Даже если контракт не будет содержать требования не продавать аналогичную продукцию, рестораторам все равно невыгодно держать одновременно, например, Pepsi и Coca-Cola: продажи от этого не увеличатся, а затраты возрастут».

Напротив, некоторые поставщики продукции действия ФАС только приветствуют. Коммерческий директор российского офиса пивоваренной компании SABMiller Игорь Тихонов считает, что благодаря инициативе ФАС «у игроков, не располагающих огромными бюджетами для оплаты эксклюзивности, появляется законодательная база для экспансии на рынке». Так же считает и источник «Бизнеса» в «Балтике»: «Сейчас половина маркетинговых бюджетов уходит на банальные откаты менеджерам торговых точек, чтобы они соглашались на эксклюзив».

Впрочем, и поставщики, и рестораторы сомневаются, что в результате действий ФАС на рынке что-то изменится. «Эксклюзивные договоры никуда не исчезнут, они просто будут оформляться по-другому»,- уверен Орлов. Так же считают Зельман и Рожниковский. «Скорее всего, дело не в факте существования подобных договоров на рынке, а в том, как сформулировала эти требования в своих договорах Coca-Cola»,- соглашается топ-менеджер одной из табачных компаний. «И рестораторам, и ритейлерам выгодны платежи за эксклюзивность. А значит, просто формулировки переделают, и вместо упоминания об эксклюзивности появится, например, термин „предпочтительный поставщик”»,- резюмирует Игорь Тихонов.

МАРИНА НОСКОВИЧ
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК
ПЕТР МИРОНЕНКО
Деловая газета

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте