Россияне прокатили "Жмурки"
- 27 июня 2005 года 08:02
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Очевидно, это связано с тем, что российский зритель становится все более разборчивым.
Если кому-то недавно казалось, что россиянин купит билет на любой отечественный фильм, так как "устал от продукции Голливуда", то теперь очевидно: он еще подумает, прежде чем заплатит. По мнению собеседников RBC daily, зрительские предпочтения в сфере отечественного кино за прошедшие два-три года существенно трансформировались: посетителям кинотеатров приелись разного рода "рукодрыгоножества" и подвиги старых "новых русских" - ни сами сюжеты, ни герои этих фильмов зрителям уже не интересны. На смену надоевшим жанрам постепенно приходят другие: все больше внимания обращают на комедии и фэнтези. Производственные и продюсерские компании ожидают от лент в этом жанре уже в следующем году значительных доходов.
О том, что в жанровых предпочтениях российских зрителей происходят перемены, RBC daily уже писала. В качестве свидетельства происходящих перемен можно привести результаты опроса исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, по которому больше всего российским зрителям не хватает комедий, фантастических фильмов, приключенческих лент и мультфильмов. Зато детективов и боевиков, как следует из результатов опроса, вполне достаточно. "Два-три года назад зрители проявляли больше интереса к криминальным боевикам - они собирали приличную кассу в прокате, - прокомментировал RBC daily координатор проката компании "Централ Партнершип" Андрей Радько. - Сегодня тенденция сохраняется, но, можно сказать, идет на убыль. По всей видимости, это связано с тем, что зрители насытились фильмами такого жанра и, приходя в кинотеатр, хотят отдыхать, а не смотреть фильмы "с моральными отягощениями" в виде обилия жестокости и крови. К сожалению, не оправдал ожиданий и жанр политического триллера: так, фильм "Личный номер" прошел без особого блеска".
Примерно к тем же выводам пришло агентство исследований в области аудиовизуального бизнеса In-Chart Research Group: боевики для российских зрителей отходят на второй план, интерес к ним теряется. "Опираясь на качественные исследования, которые мы проводили в регионах, можно абсолютно точно сказать, что в числе наименее предпочтительных для просмотра в кинотеатре фильмов зрители называют драму и мелодраму, - сказала RBC daily генеральный директор In-Chart Research Group Инна Мурина. - Это подтверждается и кассовыми сборами: ни одной картины названного жанра нет в числе первых 30 фильмов за 2005 год. В регионах же отмечен активный интерес к такому жанру, как фильм ужасов".
Все это довольно предсказуемо: расцвет фильмов таких жанров пришелся на середину 90-х годов и был, в сущности, отражением происходящих в стране процессов. Тогда казалось вполне нормальным смотреть в жизни и в кино на одно и то же. Кстати, недаром некоторые участники телерынка до сих пор говорят, что Россия в глазах иностранных компаний, занятых в киноиндустрии, - редкий случай: у нас до недавнего времени были крайне популярны фильмы с Жан-Клодом Ван Даммом, и объяснить этот феномен никак нельзя.
В российском кинопроизводстве, видимо, происходят вполне закономерные перемены. Развлекательная функция кино выходит на первый план. "Сейчас наблюдается рост интереса к комедиям, в том числе криминальным, и, конечно же, к фэнтези, - говорит Андрей Радько. - Поэтому в следующем году, я уверен, наш проект "Волкодав", снятый в этом жанре с огромным по российским меркам бюджетом, станет лидером российского проката. Заметьте, среди иностранных фильмов в российском прокате лидерами становятся опять же фильмы фэнтези". Что же касается комедии, то, по мнению г-на Радько, это жанр, любимый зрителями, хотя и не собирающий глобальную кассу. "У комедий очень высокая средняя касса - и небольшое число откровенных провалов, особенно у фильмов, ориентированных на молодёжь", - считает он.
Сходного мнения придерживается и Инна Мурина. "Наиболее привлекательный жанр, по мнению зрителей, - это комедийный или приключенческий боевик, - прокомментировала она. - Не меньший интерес проявляет аудитория и к "большому" историческому кино. Ну и, конечно, "экшн" во всех его жанровых проявлениях: причем, даже не зная точного определения этого слова, зрители заведомо доверяют фильму, который позиционируется в данном направлении. А вот чего зрители точно не хотят - так это фильмов про Великую Отечественную войну и про наши славные 90-е. Элементарно - "наелись". Российским продюсерам нужно делать ставку на комедии и приключенческое кино. Также на рынке будут востребованы такие сюжеты и темы, как гонки и шпиономания".
Напомним, что за последний год в российском кино произошел настоящий прорыв: доля сборов отечественных лент в российском бокс-офисе выросла втрое - до 16%. Очевидно, что зрители, голосуя, что называется рублем, все более привередливо относятся к выбору фильма для посещения кинотеатра. Результат - разброс по кассовым сборам довольно громких проектов. Поэтому сборы фильма "Жмурки", помимо всего прочего, несут в себе ощущение, что вместе с этой лентой "славные 90-е" отойдут наконец в прошлое.
Анна Попова
Источник: