Поиск по сайту


Реклама на сайте


Для партнеров


Контакты


Архив




Реклама на сайте


Кому дорог Rambler

В минувшую пятницу состоялось первое IPO российского медиахолдинга на зарубежной площадке. В высокотехнологичной секции Лондонской фондовой биржи (LSE) Rambler Media продал 25,98% акций за $39,9 млн. Компанию с оборотом в $12,5 млн и убытком в $4,4 млн инвесторы оценили более чем в $150 млн. Впрочем, аналитиков такая оценка не удивила: капитализация Google при обороте в $3,2 млрд достигает $80 млрд. Однако экспертов новый ажиотажный спрос на акции интернет-компаний вынуждает напомнить о крахе NASDAQ четырехлетней давности.

Как сообщило агентство Bloomberg, в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже в секции альтернативного инвестиционного рынка (AIM) Rambler Media разместил 3 млн акций новой эмиссии, еще 891 029 бумаг предложили нынешние акционеры Rambler; стоимость одной бумаги составила $10,25. Таким образом, рынок оценил компанию в $153,5 млн. В Rambler итоги размещения комментировать отказались, сославшись на правила листинга.

Ранее ожидалось, что цена размещения бумаг Rambler будет колебаться в коридоре $10–12,5, а общая сумма размещения составит до $48,6 млн. «Акции Rambler были куплены ближе к нижнему пределу, сама компания изначально выставляла их на уровне $12,- говорит начальник аналитического управления инвестиционной компании „Велес-капитал” Михаил Зак.- Но в принципе и полученная оценка компании выглядит завышенной, учитывая, что ее выручка в 2004 году составила $12,5 млн». Топ-менеджер крупной российской компании, лично наблюдавший за IPO Rambler в Нью-Йорке, настроен более скептически. «Компания, вышедшая на рынок с операционными убытками и без четкой стратегии, выглядит слишком рисковой,- говорит собеседник „Бизнеса”.- Ее IPO можно расценить как авантюру - такое чувство, что закрывали финансовые „дыры”, надеясь на стремительное развитие рынка рекламы в интернете. Ведь до сих пор не объявлено, на что будут потрачены деньги. На еще одно телевидение? На радио? Непонятно». По мнению источника «Бизнеса», если бы Rambler Media имел хотя бы минимальную прибыль, его капитализация была бы в несколько раз выше.

Тем не менее генеральный директор РБК Юрий Ровенский «рад, что даже при наличии операционных убытков и при смутных перспективах развития Rambler удалось так неплохо разместиться». «Это говорит о том, что рынок „изголодался” по российским бумагам»,- говорит Ровенский, выражая при этом надежду на то, что пример Rambler станет хорошим мотиватором для тех компаний, которые сейчас подумывают об IPO.

Некоторые аналитики, впрочем, полагают, что успешность размещения акций Rambler при наличии у компании убытков и отсутствии четкой стратегии объясняется во многом тем, что часть выставленных на продажу бумаг скупили действующие акционеры компании. «У меня есть веские основания полагать, что до 40% выпуска было выкуплено владельцами Rambler,- утверждает аналитик ИК „Финам” Иван Кабулаев.- Это следует из того, что, во-первых, организаторами IPO не был сформирован спрос на бумаги (в частности, не было никакой информационной поддержки IPO в России), а во-вторых, была заявлена не очень адекватная цена. По моим оценкам, компания переоценена почти вдвое». Аналогичные комментарии дает и источник информагентства «Интерфакс». По его данным, 40,06% новой эмиссии Rambler выкупил First Mercantile Net Ventures Fund Limited, который, по сведениям ИК «Атон», до сих пор владел 50,1% акций Rambler Mediа. «Вполне вероятно, что собственные топы Rambler захеджировали спрос на акции при IPO»,- предполагает глава крупной российской медиакомпании. В Rambler эту информацию также не комментируют.

Так или иначе, IPO Rambler стало рекордным для российских предприятий по показателю отношения выручки компании к ее капитализации. К примеру, «Пятерочку» при обороте в $1,6 млрд рынок оценил в $2 млрд, АФК «Система» при выручке $5,71 млрд - в $8,25 млрд, а «Евраз» при выручке $5,9 млрд - в $5,1 млрд. «Интернет-компании часто оцениваются инвесторами дороже: высокие технологии по-прежнему считаются одной из самых перспективных сфер бизнеса»,- констатирует Михаил Зак. И действительно, в ходе трехлетней давности российского IPO «Росбизнесконсалтинга» компанию при обороте в 2002 году в $27 млн и прогнозу на 2003 год в $48,5 млн рынок оценил в $83 млн. Однако и в сравнении с РБК показатели Rambler заметно выше.

Аналитики считают, что высокая оценка Rambler связана с недавним размещением Google. Напомним, около 10 месяцев назад компания разместила 13,8% акций на NASDAQ за $1,67 млрд. Капитализация компании с оборотом по итогам 2004 года в $3,47 млрд составила $23,05 млрд, но с тех пор она выросла втрое - до $80 млрд. «Инвесторы ищут новые ценные бумаги и новые отрасли, но на российском рынке скудный выбор в медиа- и ИТ-секторе»,- считает старший вице-президент РБК Игорь Ланской. Однако участники рынка опасаются, что резкий рост спроса на акции интернет-компаний повлечет за собой повторение событий 2001 года, когда перегретый рынок ИТ-акций в одночасье рухнул. «Все эти размещения, безусловно, привлекают интерес к ИТ-рынку, однако мы к этим шагам (IPO как Rambler, так и Google.-„Бизнес”) относимся очень осторожно,- говорит генеральный директор „Яндекса” Аркадий Волож.- Мы опасаемся того ажиотажа, который случился четыре года назад во время кризиса дот-комов. Сейчас ситуация во многом такая же». Инвесторы начнут массово вкладывать деньги в ИТ, что может привести к новому «пузырю», который лопнет, рассуждает Волож.

КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ
АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
ПЕТР МИРОНЕНКО
ТАТЬЯНА КРУПИНА
Источник: деловая газета

Обсуждение на Facebook

Обсуждение ВКонтакте