А.Васильев о перпективе «Коммерсантъ-Украина»
- 7 июня 2005 года 08:01
- Категория: Новости
- Комментарии: 0
Газета «КоммерсантЪ», известная довольно узкому кругу продвинутых украинских читателей, снова пришла в Украину. Первый номер украинского «Ъ» был презентован во вторник в Киеве при большом стечении рекламного и масс-медийного люда. Тогда же объявили имя редактора газеты. Им оказался шеф-редактор и генеральный директор «ИД КоммерсантЪ» (Москва) Андрей Васильев, лично взявший на себя нелегкую ношу раскрутки и продвижения проекта.
В 2001 году «КоммерсантЪ» уже делал попытку завоевать украинский рынок, однако закончилась она неудачей: проект был свернут по финансовым причинам. По-видимому, этот факт сыграл свою роль в нынешнем появлении в Киеве лично г-на Васильева, считающегося, говорят, самым дорогим редактором Москвы. «Не запороть» с ходу второй приход в Украину «Коммерсанта» в помощь Васильеву призван небольшой, но мощный десант российских журналистов. Впрочем, самое интересное не это. «Коммерсанты» из Москвы приехали в Украину с вполне серьезным намерением заработать на газете деньги. При этом руководство издания декларирует стопроцентную чистоту финансовых отношений со всеми - начиная с первого рекламодателя и заканчивая последним санитаром из санэпидемстанции. Что, согласитесь, довольно смело для издания, прибывшего в страну с полутеневой экономикой.
Кроме того, появление в Украине «Коммерсанта» наверняка уже породило массу фобий у определенных политических кругов. Которые полагают, что в лице издания к нам пришел Борис Абрамович Березовский (лично, напомним, так и не сумевший добраться до Киева из-за визовых проблем).
О том, зачем «Ъ» снова пришел в Украину, чего ожидать украинским гражданам от издания и от Березовского лично, кто из политиков получит поддержку газеты на выборах-2006 «Трибуна» спросила у Андрея Васильева.
- Андрей Витальевич, как вообще родилась идея прийти в Украину? Помнится, перваяинформация об украинском «Коммерсанте» появилась после того, как суд вернул вам часть денег,отсуженных у газеты г-ном Фридманом...
-Да нет, «Альфа» тут не причем. Из-за «Альфы» мы наоборот должны были поджаться. Заходить на Украину больших денег стоит. А "альфовские" деньги нам, кстати, до сих пор не вернули. Только сегодня суд принял решение, которое все это сдвинет с мертвой точки. Там сложная коллизия. Суд ранее решил нам часть, вроде, вернуть, но не было решения о повороте исполнения предыдущего решения. Тянули резину месяца два, и вот сегодня было принято решение о повороте предыдущего. То есть мы вот уже выпускаемся, а денег у нас еще нет.
-Так что, «альфовских» денег на проект совсем нет?
-Да нет, тут от «альфовских» не зависит. Мы же проектом занимаемся уже полгода, у нас деньги есть, не впроголодь, но так по балансу проходит. Другое дело, что возврат не помешает...
Так вот, когда у вас выиграл Ющенко, мы поняли: есть шанс, что у вас не будет «совка». Только шанс - мы не уверены. А где нет «совка», там хорошо себя чувствует «КоммерсантЪ». Поэтому мы сюда и пошли.
-В Прибалтике тоже нет «совка»...
-В Прибалтику не получается. Мы пробовали. Вернее, даже не мы пробовали, а люди из Прибалтики. Они говорили: давайте мы будем выпускать «КоммерсантЪ». Мы говорим: о`кей, платите деньги и выпускайте. Ну, они даже платили нам какое-то время деньги, а потом отказывались. В Прибалтике, видимо, нет тиража - там слишком узкая часть общества любит «КоммерсантЪ». Хотя там есть фанаты, которые до сих пор выписывают нас, получают на четвертый день, и счастливы. Но их очень мало, на них не построишь бизнес.
-Первый проект украинского издания «КоммерсантЪ» тоже, в общем, недолго существовал. Были проблемы с тиражом?
-Вы знаете, есть такое народное русское выражение: shit happens. Оказалось, что мы взяли партнеров для проекта, а они оказались неудачными. Продажными. Кстати, наш проект с коммерческой стороны был дико удачным. Все финансовые победы «Коммерсанта» основаны на добром имени. А в этом случае партнеры оказались полным отстоем. Они даже из пленок, которые мы гнали в Украину, вырезали фрагменты и печатали свои заметки. И когда мы их на этом поймали, прикрыли проект и все. То есть это была довольно прозаическая история.
-Поэтому вы решили лично заняться проектом? Вы, кстати, надолго к нам?
-Ой! Forever... Вообще-то у меня задача, что когда-нибудь я смогу подготовить полноценного главного редактора и тогда буду курить бамбук. Причем, я хочу, чтобы это был человек из Украины. Но когда это произойдет? У меня на горизонте такого человека нет. Ищу квартиру вот...
-То есть ваш приезд - это не реверанс Украине, а производственная необходимость?
-Необходимость.
-Киев нравится?
-Да, очень. Правда, я его еще совсем не знаю, но вообще классный город. Погода нормальная. Жратва очень хорошая.
-Говорят, по сравнению с Москвой скучно, «движка» никакого нет...
-Да какой «движок»! Я неделю тут просто в норе сидел, номер делал. Несколько раз выползал только. Конечно, Москва покруче. Вообще по сравнению с Москвой мне даже Лондон кажется каким-то сонным царством, я уж не говорю про какой-то Берлин. Ну и что? В конце концов, мне не семнадцать лет, сорок восемь скоро исполнится. Так что «движуха», в общем, для меня - вещь не главная.
-Вы после России не почувствуете «информационного голода»? На ваш взгляд, где больше происходит событий: в Киеве или Москве? Может, здесь и писать не о чем будет?..
-Событий больше происходит в Украине. А потом, мы же серьезные люди, мы шестнадцать лет на рынке. Мы, прежде чем сюда зайти, очень долго, в течение где-то полугода считали на счетах все, в том числе количество читателей. Это абсолютно прозаичные скучные коммерческие правила.
-На семинаре для рекламистов вы упомянули, что украинский «КоммерсантЪ» частично ваша собственность.
-Да, меня взяли в долю, и для меня это очень важно.
-Это ваша первая собственность?
-Ну, в начале 90-х у меня было два дела, в которых я был собственником. Но это так, детский сад просто. Поэтому да, это у меня такая первая серьезная собственность.
-Кстати о собственниках. Так у кого все-таки возникла идея прийти в Украину. У сотрудников «Коммерсанта» или Бориса Абрамовича Березовского?
-«КоммерсантЪ» должен развиваться. У нас четырнадцать предприятий по регионам России. И когда оказалось, что в Украине может быть такая политическая движуха, что это живая страна, мы решили идти. Я не знаю, может это все плохо на самом деле, а может и хорошо для страны. Но есть такая ситуация - политическая нестабильность, и это очень важно для журналиста. В такой ситуации журналисты всегда пользуются повышенным спросом. И плюс ломанул в Украину российский капитал со страшной силой.
Конечно, мы поставили в известность нашего владельца. Мы же должны согласовывать, это же большие деньги. Ну, он сказал: это очень клево, это соответствует его интересам...
-То есть это не Борис Абрамович позвонил вам и предложил делать газету в Украине?
-Ну, если бы даже Борис Абрамович позвонил и сказал: вот, посмотрите, в Украине нормальная ситуация, давайте делать, то меня, как гендиректора «Коммерсанта», можно было бы увольнять. Потому что эти вещи должны придумывать наши люди. Но он действительно интересуется судьбой этого проекта, ему это очень важно, и, думаю, ему продукт понравится.
-Вы надеетесь, что на этот раз это будет долгоиграющий проект?
-Я не надеюсь, я просто знаю. Я уже давно отучился надеяться.
-В Украине несколько специфическое отношение к российским политологам, журналистам, которых называют «варягами». Например, во время выборов в адрес Дмитрия Киселева звучали обвинения: дескать, он гражданин России, он не имеет права агитировать... Хотя, он в принципе, занимался журналистикой. Не боитесь таких проблем для себя?
-А у нас в России определенные круги говорят: «А! «КоммерсантЪ»! Одни евреи...» Мне на то, что кто-то говорит, если честно, глубоко наплевать. Но сложности будут, это естественно. У нас и в России были сложности. А потом, журналист - это такая профессия, что мы должны вообще судить обо всем. Но одно дело - работа политтехнологов, они на чужие бабки живут. А мы на свои. Это же наш риск: вот вы не станете нас читать, значит, мы потратили деньги впустую. Собрали свои вещички и ушли. Тут все просто. Но если вы нас станете читать, мне наплевать на какое-то там общественное мнение.
-Какую нишу «Коммерсант» намерен занять в Украине? Что-то типа «Зеркала недели»?
-Не дай Бог! Дело в том, что в ваших газетах - я их тоже изучал - крайне редко встречается слово «вчера». Потому что ваши журналисты не хотят или не умеют - не знаю - давать оперативную информацию. Мы будем делать продукт, где не будет слова «позавчера». Ну и кроме этого «КоммерсантЪ» будет именно деловым изданием. Политика постольку-поскольку. Потому как в странах «совка» - бывшего СССР - нельзя ничего абсолютно ничего издать, чтобы не участвовать в политических играх. Это не хорошо и не плохо, но это так есть. Поэтому у нас будут две тетради. Одна - политика, общество, другая - бизнес.
-После победы на выборах Ющенко отношения Украины и России серьезно охладели. Возникают этакие мини-конфликты, осложнения, заметные и не очень. В этом плане вы, как гражданин России, какую позицию будете занимать?
-Я не гражданин никакой, я журналист. И чем больше у нас будет осложнений, тем интереснее это журналисту, и тем интереснее моим читателям. Если вы спрашиваете, чью сторону буду занимать, то ничью. Я и в России ничью не занимал.
-В Украине по сравнению с Россией, насколько показывает, например, мой личный опыт, намного ниже культура общения чиновников с журналистами. То есть ее практически нет, чиновники у нас очень закрытые, что создает большие сложности в работе. Так было раньше, да и сейчас ситуация улучшилась не намного. Сможет ли «КоммерсантЪ» не опустить планку в таких условиях?
-Да, это правда. Мы действительно во вторник после редакционной летучки обсуждали этот вопрос, видим эту проблему. Культуры общения с журналистом здесь никакой. Но что делать? Я же не могу изменить чиновников! Будем надеяться, они сами изменятся. Кстати в России не так давно, лет десять назад, чиновники тоже не умели общаться с журналистами. Но если журналист становится какой-то реальной силой в обществе, чиновники неизбежно будут с ним общаться. А если журналист в обществе наемная сила - его нанимают, покупают на время, потом нанимают другие и так далее - то чиновники будут общаться соответствующим образом.
-Вы декларируете абсолютную финансовую прозрачность проекта. Не сложно приходить на украинский рынок, который в тени процентов на 50-70% с такими принципами?
-Сложно. Мы отдаем себе отчет, что проблемы будут большие. Ну что делать, мы решим эти проблемы, выйдем на прибыль. При том, что у нас очень консервативный бизнес-план. Мы планируем выйти на оперативный «ноль» где-то в 2007 году. Это не то, что мы прямо завтра собираемся заработать просто какие-то «баблищи». Все по-честному, по-взрослому. И эта проблема, о которой вы говорите, в проекте тоже заложена.
-А перманентное изменение законодательства?
-У нас есть запас прочности. Во-вторых, мы все это проходили. Что, в России как-то по-другому было? Все так же.
-В Украине даже рекламу предпочитают хотя бы частично оплачивать «черным налом»...
-И у нас раньше предпочитали. Ну и что? Думаю, общество в Украине дисциплинируется. Конечно, это произойдет не завтра.
-В Украине скоро снова выборы. Вы за кого будете «болеть?» Или не будете становиться ни на чью сторону?
-Разумеется, последнее. Хотя, нет. На сторону избирателей буду ставать.
-Со стороны Березовского нет вмешательства в редакционную политику?
-Скажем так: когда была «оранжевая революция», редакционная политика «Коммерсанта» абсолютно совпадала с видением Бориса Березовского. Но, надо сказать при этом, что и подавляющее большинство украинцев разделяли видение Березовского. Потому революция и произошла. Так бывает. Другое дело, что у «Коммерсанта» есть свой стиль. Кстати сказать, Березовскому не понравилось освещение «Коммерсантом» украинских событий.
-Он хотел более откровенно Ющенко поддерживать?
-Ну, не совсем то. Он хотел как-то не так это видеть. И мы с ним ругались по этому поводу...
-А внутри редакции цензура существует? То есть как-то корректируются симпатии того или иного журналиста к тому или иному политику, например?
-Все зависит от фактуры, которую вы принесете. Понятно, что если вам нравится какой-то политик, то фактура по нему будет лучше. Потому что если вам кто-то нравится, то вы подспудно будете играть в чью-то игру. И речь не в том, что вам кто-то деньги заплатил. Если вам нравится Ющенко, вы не доберете фактуры в другой стороне, не зададите там лишний вопрос. И значит, статья у вас будет хуже, чем у меня.
-Значит, внутриредакционной цензуры нет?
-Есть. Но именно для того, чтобы соблюдать эти принципы.
Справка
Пилотный номер украинского проекта издательского дома «КоммерсантЪ» вышел 31 мая 2005 года. Учредитель и издатель газеты «КоммерсантЪ» - ООО «КоммерсантЪ-Украина». Газета была зарегистрирована Госкомитетом по телевидению и радиовещанию Украины 27 мая 2005 года. Генеральным директором Издательского дома «КоммерсантЪ-Украина» является Казбек Бектурсунов.
Главным редактором «Ъ» в Украине назначен шеф-редактор и генеральный директор ИД КоммерсантЪ (Москва) Андрей Васильев. В редколлегию входят Игорь Тростников (зам. главного редактора, руководитель делового блока), Андрей Гоголев (зам. главного редактора) Елизавета Голикова, Дмитрий Добров.
Тираж пилотного выпуска на Украине 9 000 экземпляров. Регулярно «КоммерсантЪ» будет выходить с конца июня-начала июля. Газета будет черно-белой, со всеми цветными приложениями. Стартовый тираж составит - 10 000.
Издатели не исключают запуска и других продуктов ИД «КоммерсантЪ» - журналов «Власть», «Деньги», «Молоток», «Автопилот». Через год планируется начать выпуск региональных изданий «Коммерсанта» по Украине.
Источник:
Обсуждение на Facebook
Обсуждение ВКонтакте